25 июня 2019, вторник, 16:43

16 декабря 2015, 11:16

Обнаружена связь между микрофлорой кишечника и диабетом

Pixabay

Ученые из Государственного национального центра профилактической медицины, НИИ физико-химической медицины, Российского геронтологического научно-клинического центра и Московского физико-технологического института обнаружили связь между сахарным диабетом второго типа и наличием в кишечнике человека определенных видов бактерий. Их исследование опубликовано в журнале Endocrinology Connections, а кратко о нем сообщается пресс-релизе МФТИ.

Ученые проанализировали состав микроорганизмов, населяющих толстый кишечник у 92 человек. Среди участников исследования было 20 больных пациентов с сахарным диабетом, еще у 24 участников наблюдались признаки нарушения обмена веществ, которые медики отнесли к предиабету, а 48 человек были здоровы. Исследователи выделяли образцы ДНК из анализов кала и секвенировали ген, который кодирует рибосомальную РНК. По последовательности нуклеотидов в этом гене легко определить вид бактерий, которым он принадлежит. В результате оказалось, что у пациентов с непереносимостью глюкозы в кишечнике активно размножаются бактерии родов Blautia, Serratia и Akkermansia. Все они есть и у здоровых людей, но при предиабете и диабете их доля значительно увеличивается.

Объясняя итоги этих наблюдений, ученые предполагают, что бактерии могут провоцировать иммунную реакцию, которая в свою очередь, возможно, связана с развитием диабета. Ранее такое предположение высказывалось группой финских исследователей.