18 июня 2019, вторник, 00:45

15 января 2016, 13:25

Открыта сверхновая звезда в 570 миллиардов раз ярче Солнца

Так могла бы выглядеть сверхновая ASASSN-15lh с экзопланеты, находящейся на расстоянии в 10 тысяч световых лет от нее
Beijing Planetarium/Jin Ma

Астрономы обнаружили самую мощную из когда-либо засвидетельствованных вспышку сверхновой звезды. Сверхновая, которая получила название ASASSN-15lh, находится в далекой галактике, на расстоянии 3,8 миллиарда световых лет от нас.

Ее мощность в 200 раз больше среднего показателя для сверхновых звезд. Яркость вспыхнувшей звезды в 570 миллиардов раз больше, чем у Солнца, и в 20 раз больше, чем у всех звезд Млечного пути. Такие характеристики, как сообщается в журнале Science, находятся на самом верхнем пределе возможного, согласно современным теориям, и заставляют ученых задуматься над природой этого процесса.

Рекордная вспышка была обнаружена в июле при помощи специальной автоматической системы поиска сверхновых звезд – All-Sky Automated Survey for SuperNovae (ASASSN). Предполагается, что сверхновая ASASSN-15lh могла быть порождена редким типом звезды – магнетаром. Магнетары – это нейтронные звезды с очень сильным магнитным полем. Чтобы вспыхнуть столь ярко, магнетар должен был вращаться по крайней мере с частотой 1000 оборотов в секунду и с почти стопроцентной эффективностью преобразовать энергию вращения в излучение. Один из авторов открытия, Бенджамин Шаппи (Benjamin Shappee) из Обсерватории Карнеги в Пасадене, полагает, что второй возможный источник сверхновой – очень большая звезда, с массой в сотни раз больше солнечной.

Астрономы забронировали время на космическом телескопе Хаббла, чтобы изучать подробнее данный объект. Если с его помощью обнаружится, что ASASSN-15lh находится в центре своей галактики, то окажется, что это вообще не сверхновая звезда, а необычная активность в галактическом ядре, вызванная сверхмассивной черной дырой. Однако пока астрономы полагают, что ASASSN-15lh вероятнее всего сверхновая звезда. По словам Бенджамина Шаппи, спектральные характеристики объекта ближе всего к сверхновым первого типа.