21 июня 2019, пятница, 00:42

01 февраля 2016, 10:50

Самцы мышей смогли размножаться без Y-хромосомы

Pixabay

В эксперименте Моники Уорд (Monika Ward) и ее коллег из Гавайского университета удалось добиться размножения мышей, лишенных Y-хромосомы, воздействовав всего лишь на два гена.

Развитие мышиного организма по мужскому типу и способность его к размножению определяют всего два гена на Y-хромосоме. Первый из них называется SRY (sex-determining Region Y), он активирует другой ген – Sox9, находящейся уже не на Y-хромосоме, а на 11-й хромосоме. Экспрессия гена Sox9 определяет развитие в организме мужских половых желез. Моника Уорд сумела добиться активации гена Sox9 при отсутствии гена SRY. Второй ген необходимый для размножения – Eif2s3y – отвечает за сперматогенез. Его исследователи смогли заменить аналогичным геном Eif2s3x, находящимся на X-хромосоме.

В результате были получены самцы лабораторных мышей с генотипом X0. Из 48 особей 35 имели дефекты строения половых желез и нарушения сперматогенеза. Однако сперму оставшихся 13 самцов удалось использовать для искусственного осеменения самок. В десяти случаях наступила беременность, в девяти она окончилась рождением здоровых мышат.

Моника Уорд считает, что подобные методы воспроизводства могут быть востребованы при сохранении исчезающих видов, когда самцов нужного вида уже может не существовать. В этом случае, активировав соответствующие гены самки, можно будет получить от нее мужские половые клетки. Также это может оказаться полезным для животноводства, когда по каким-то причинам будет нужно объединить генетический материал двух самок, а не самки и самца.

Исследование опубликовано в журнале Science.