Одобрение Еврокомиссией проекта Трансадриатического газопровода еще не означает, что Россия вынуждена будет отказаться от «Южного потока» или других своих газовых проектов в Европе. Такое мнение высказал в беседе с «Полит.ру» заведующий сектором Экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов.
«Действия Еврокомиссии в определенной степени предсказуемы: она, естественно, со скепсисом относится к любым новым трубопроводным проектам из России, что к «Южному», что к новому «Северному потоку». Однако ее действия не означают, что реализация российских проектов будет приостановлена. И российская сторона, безусловно, будет прилагать всяческие усилия для их дальнейшего продвижения.
Конечно, газовый рынок может прийти к тому, что возникнет избыток мощностей, избыток предложения. Для европейского рынка это может быть реальностью предстоящих десятилетий. Но это не отменяет того, что каждая страна-поставщик газа будет пытаться продвинуть свой газ. И если российский газ будет поступать по российским трубопроводам или трубопроводам с существенным российским участием, то это, наверно, будет рационально, так как избавит от постоянных трений с украинской стороной», – объяснил Сергей Агибалов.
На вопрос, не означает ли признание Еврокомиссией ТАР, по которому в Европу будет поставляться нефть газ из Азербайджана, что на «Южном потоке» Европа поставила крест, эксперт ответил отрицательно. «Нет, не думаю, чтобы были основания так считать», – сказал он.
О том, что ЕК одобрила проект Трансадриатического газопровода, признав его соответствующим законодательству ЕС, стало известно вечером 3 марта. TAP ранее был выведен из-под действия Третьего энергетического пакета Евросоюза, из-за которого России пришлось отказаться от газопровода «Южный поток».
Как заявили «Газете.ру» опрошенные ею эксперты, решение Еврокомиссии можно считать «дискриминацией по происхождению газа».