21 сентября 2019, суббота, 03:22

На изучение средневекового кладбища выделено 1,2 миллиона фунтов стерлингов

Craig Cessford/Cambridge University Department of Archaeology and Anthropology

Фонд Wellcome Trust предоставит грант размером 1,2 миллиона фунтов стерлингов исследователям средневекового кладбища, которое было найдено в Кембридже. Оно располагается под зданием старой школы богословия, принадлежащим Колледжу святого Иоанна (St John’s College). Первые человеческие останки были найдены при реконструкции здания в 2010 году. До 2015 года археологические исследования держались в секрете, пока, наконец, не было объявлено, что обнаружены неповрежденные скелеты 400 человек и фрагменты еще около тысячи скелетов. Все эти люди были похоронены на кладбище при больнице святого Иоанна Евангелиста. Захоронения совершались в XIII – XV веках. Археологи полагают, что это самое крупное средневековое госпитальное кладбище когда-либо найденное в Европе.

О наличии кладбища под колледжем святого Иоанна историки догадывались с середины XX века, но они не подозревали его масштабов. Больница в этом месте была основана в 1195 году. Первоначально она предназначалась для неимущих, но постепенно выросла в крупное медицинское заведение, где лечились не только бедняки, но и состоятельные жители города, а также ученые из Кембриджского университета.

Археологи обнаружили шесть «поколений обитателей» кладбища, то есть его территория шесть раз полностью заполнялась погребениями, и очередные захоронения начинали проводить поверх старых. 400 неповрежденных скелетов – это представители самого последнего из этапов «заселения» кладбища. Ученые нашли также следы кладбищенских дорожек и даже семена высаженных на кладбище растений.

Необычным казалось отсутствие останков молодых женщин и детей. Женщины составляют примерно половину погребенных, но возраст большинства из них от 25 до 45 лет, что довольно много по тем временам. Как выяснилось, в 1250 году был выпущен указ, запрещавший брать в больницу беременных женщин, так как основной ее задачей была забота о «бедных ученых и других несчастных». Больница Иоанна Евангелиста функционировала во время эпидемии чумы 1348 – 1350 годов, но археологи на кладбище не обнаружили последствий эпидемии. Не нашлось ни признаков чумы на костных останках, ни следов массовых захоронений.

Теперь специалисты из Института археологических исследований (McDonald Institute for Archaeological Research) Кембриджского университета планируют не только продолжить археологические раскопки, но провести также остеологические, изотопные и генетические исследования останков. У них есть надежда выделить древнюю ДНК не только умерших людей, но и патогенов, вызвавших их заболевания. В частности, сравнивая данные по останкам, захороненным до и после эпидемии чумы, они смогут определить, как чума изменила состояние населения, его мобильность, здоровье и генетическое разнообразие.