4 июня 2020, четверг, 17:08

Динозавры видели красный цвет так же, как черепахи и птицы

Учёные из Великобритании, США и Швеции восстановили эволюционную историю гена CYP2J19, обеспечивающего наличие красного пигмента в светочувствительных клетках сетчатки, а также клетках, образующих шерсть и перья. Выяснилось, что этот ген активен и у птиц, и у черепах. Обе эти группы имеют общего предка с динозаврами. Отсюда следует, что динозавры почти наверняка хорошо различали оттенки красного и сами могли иметь красную окраску. Об этом говорится в научной статье, опубликованной в Proceedings of the Royal Society B.

Некоторые варианты гена CYP2J19 кодирует фермент, позволяющий химически модифицировать жёлтые пигменты каротиноиды, поступающие в организм с пищей, так, чтобы эти пигменты становились красными. Как выяснилось недавно, CYP2J19 у птиц активен в клетках сетчатки, воспринимающих свет, а также в клетках, обеспечивающих окраску перьев и других покровов тела (при этом перья таких птиц окрашены в красный). Теперь тот же коллектив учёных обнаружил, что аналогичный вариант гена CYP2J19 присутствует и у черепах, имеющих красные участки кожи. По оценкам авторов работы, «красный» вариант гена возник около 250 миллионов лет назад у общих предков черепах, динозавров и птиц — архелозавров

Вероятно, наличие гена, позволяющего получить красный пигмент, поддерживалось половым отбором. Этот процесс сейчас можно наблюдать и у некоторых птиц: самцы имеют на теле участки ярко-красного оперения, которые свидетельствуют о том, что их обладатели здоровы. Исследования вьюрков показали, что организм птиц, у которых активно работает ген CYP2J19, легче справляется с отравлениями. Таким образом, красный цвет перьев и способность этот цвет увидеть действительно указывают на хорошее здоровье животного. Самки, способные различать оттенки красного, стремятся спариваться в первую очередь с такими яркими самцами. Судя по новым данным, нечто подобное могло наблюдаться и у динозавров, тем более что многие из них наверняка были пернатыми.