24 мая 2019, пятница, 22:33

Детские травмы головы могут иметь последствия в течение всей жизни

Одной из мер предотвращения травм головы ученые называют более широкое применение защитных шлемов в детском и подростковом спорте

Исследование показывает, что даже слабые черепно-мозговые травмы у детей могут увеличить риск проблем с обучением, психиатрических расстройств и ранней смерти. Авторы работы призывают увеличить усилия по предотвращению травм головы у детей и подростков.

В ходе исследования были проанализированы данные о более чем миллионе человек 1973 – 1985 годов рождения из Швеции. Примерно 9 % из них в возрасте до 25 лет получили черепно-мозговые травмы, три четверти травм были незначительными. Ученые сравнили судьбу этих людей с ровесниками, которые не получали травмы, а также, когда это было возможно, с их родными братьями или сестрами. При этом выяснилось, что перенесенная черепно-мозговая травма увеличивает вероятность многих проблем как медицинского, так и социального характера. Люди с детскими травмами головы на 58 % чаще не получали полного среднего образования, на 76 % чаще оказывались на пенсии по инвалидности и почти вдвое чаще были госпитализированы с психиатрическим диагнозом, по сравнению с теми, у кого травм не было. Когда же исследователи изучили судьбу братьев и сестер пострадавших в детстве пациентов, то обнаружили у них те же эффекты, но выраженные в меньшей степени, что позволяет предположить некоторую роль генетической предрасположенности.

Влияет детская травма головы и на риск ранней смерти. Для тех, кто не испытал черепно-мозговой травмы, шансы ранней смерти были чуть менее 1 %, у людей, перенесших такую травму, они возрастают до 1,6 %.

Пока ученые не назвали точные причины, вызывающие такие последствия. Среди предложенных ими версий повреждение нейронов мозга, изменения в концентрации химических веществ в мозге и длительное воспаление мозга. Возможны и иные факторы, например, длительные перерывы в обучении ребенка после травмы.

Ученые призывают ввести новые меры, которые защитили бы детей от травм головы. Среди таких мер один из авторов исследования Сина Фазель (Seena Fazel) из Оксфордского университета назвала дизайн детских площадок и более широкое применение защитных шлемов в детском и подростковом спорте. Исследователи напоминают, что родители должны обратиться к врачу, если их ребенок получил удар по голове или у него возникли проблемы в школе после травмы.

Питер Маккейб (Peter McCabe), директор благотворительной программы помощи людям с черепно-мозговыми травмами Headway, говорит: «Это исследование – четкий предупреждающий сигнал, что физические и психологические последствия травмы головного мозга могут длиться всю жизнь». Маккейб указывает на необходимость большей поддержки пациентов, получивших черепно-мозговые травмы, и информированности учителей и социальных работников о возможных последствиях этих травм.

Исследование опубликовано в электронном научном журнале PLOS Medicine.