21 октября 2019, понедельник, 13:11

25 ноября 2016, 13:38

Восхождение по социальной лестнице укрепляет иммунную систему

Макак-резус

Проведенное на обезьянах исследование показывает, что повышение социального статуса улучшает состояние иммунной системы.

Исследователи уже давно известно, что низкий социальный статус связан с плохим состоянием здоровья и более короткой продолжительностью жизни. Новое исследование было проведено на макаках-резусах, в стаях которых существуют четко выраженные иерархические отношения. Чтобы управлять иерархией, исследователи вводили самок резусов в новые группы, где они никого не знали. Порядок, в котором появлялись новые самки, хорошо предсказывал их будущий ранг. Самка, попавшая в новую группу первой, со временем достигала самого высокого статуса, та, что появилась второй, чуть более низкого и так далее.

Через три месяца исследователи провели анализ крови обезьян, выделив пять типов иммунных клеток, а также измерили экспрессию их геномов. Они обнаружили, что активность более 1600 генов сильно зависит от социального статуса. Например, это наблюдается в Т-лимфоцитах – киллерах, избавляющих организм от клеток, инфицированных вирусами и клеток опухолей. Ученые собрали культуры иммунных клеток от высоко- и низкоранговых животных и проверили, как они противостоят бактериальной инфекции. Эксперимент подтвердил предположение, клетки от обезьян низкого статуса справлялись с бактериями хуже.

Затем исследователи проверили, обратим ли этот эффект. Они вновь изменили состав групп обезьян, добившись, чтобы теперь прежние низкоранговые самки получили высокий статус. И в течение следующих трех месяцев уровень экспрессии генов у этих обезьян изменился, а иммунные клетки стали лучше отражать инфекцию.

Результаты исследования опубликованы в журнале Science.