21 июня 2019, пятница, 00:20

Метеорит рассказал о вулкане на Марсе

Олимп на Марсе, самый большой из известных на настоящий момент вулканов Солнечной системы
ESA/DLR/FU Berlin/Justin Cowart

Метеорит марсианского происхождения NWA 7635, найденный в 2012 году в Алжире, позволил планетологам получить важную информацию о вулканической активности на Марсе.

Как сообщается в статье, опубликованной журналом Science Advances, в истории Марса был период, когда на планете имелся один–единственный вулкан, извергавшийся непрерывно в течение двух миллиардов лет. «Наши результаты предлагают новые ключи к тому, как Марс эволюционировал, и понимание истории вулканической активности на планете», – сказал ведущий автор исследования, профессор Том Лапен (Tom Lapen) из Хьюстонского университета.

Образцы метеорита NWA 7635 и электронная микрофотография его поверхности. Фото: Thomas J. Lapen

Метеорит NWA 7635 возник, когда какой-то объект около 1,1 миллиона лет назад врезался в Марс. При столкновении часть марсианского вещества была выброшена в космос, и некоторые обломки пересекли орбиту Земли, упав на нашу планету как метеориты. NWA 7635 состоит из вулканической горной породы, которая называется шерготтитом. Ранее было найдено еще одиннадцать марсианских метеоритов сходного состава. Все они покинули Марс приблизительно одновременно, однако время образования породы у них отличается. Ранее известные метеориты имели возраст от 327 до 600 миллионов лет на момент, когда их вышвырнуло с Марса. Тогда как возраст NWA 7635 был равен 2,4 миллиарда лет. Это означает, что в течение примерно двух миллиардов лет на Марсе имелся устойчивый шлейф магмы, выделявшейся на поверхность и застывавшей. На Земле с таким постоянством вулканологи никогда не сталкивались.