26 июня 2019, среда, 02:40

Предложена новая гипотеза о выходе позвоночных на сушу

Zina Deretsky, National Science Foundation

Неожиданную гипотезу выхода позвоночных на сушу предложила группа палеонтологов под руководством Малькольма Макивера (Malcolm McIver) и Ларса Шмитца (Lars Schmitz). По их словам, первичным анатомическим изменением у древних терапод, ставшем причиной перехода к наземному образу жизни, стало усовершенствование органов зрения, а превращение плавников в ноги стало только следствием этого.

Палеонтологи изучили 59 ископаемых животных, охватив период как до выхода позвоночных на сушу, так и после. Также они провели компьютерное моделирование поля зрения животных в чистой и мутной воде, днем и ночью, а также в воздухе.

Исследователи обнаружили, что глаза у древних животных увеличились в размере как минимум втрое, причем это произошло не после выхода на сушу, а до него. Увеличение глаз сопровождалось перемещением их с боков головы вперед. Макивер, Шмитц и их коллеги пришли к выводу, что больший размер глаз давал преимущества животным только в воздухе, а не в воде. Увеличение видимости в воздухе, по мнению ученых, в конечном итоге могло привести к увеличению мозга ранних наземных позвоночных и появлению у них способности планировать действия, а не только реагировать на внешние стимулы.

Гипотеза исследователей заключается в том, что, может быть, нетронутый рог изобилия пищи на суше – многоножек, пауков и многого другого – стал причиной появления конечностей из плавников в ходе эволюции. «Беспозвоночные пришли на землю за 50 миллионов лет до того, как наши предки позвоночные совершили этот переход», – говорит профессор Макивер. По данным авторов исследования, после увеличения глаз рыбы могли, просто высунув голову из воды, видеть в воздухе в 70 раз дальше, чем в воде. Значительное увеличение обзора произошло за миллионы лет до того, как появились первые истинно наземные позвоночные. «Большие глаза почти бесполезны в воде, потому что зрение там в основном ограничено тем, что находится прямо перед животным, – говорит Ларс Шмитц.  – Но больший размер глаз очень ценен для зрения в воздухе. Оправданы ли усилия по увеличению глаз? В чем смысл? Мы считаем, что дело было в том, чтобы иметь возможность искать добычу на суше».

Работа опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.