19 сентября 2019, четверг, 03:43

10 августа 2017, 16:38

Древние жители Крыма ели мамонтов и лошадей

Охота на мамонта
Wikimedia Commons

Международный коллектив ученых при помощи изотопного анализа определил состав меню обитателей Крыма, живших 33 – 38 тысяч лет назад.

Руководитель исследования Эрве Бошран (Hervé Bocherens) из Центра эволюции человека и палеоэкологии имени Зенкенберга (Senckenberg Center for Human Evolution and Paleoenvironment) Тюбингенского университета был заинтересован в установлении рациона древних Homo sapiens, так как хотел проверить гипотезу, согласно которой причина вытеснения неандертальцев сапиенсами состояла в том, что последние могли питаться более разнообразными видами пищи. Европа была заселена Homo sapiens, вероятнее всего, 43 – 45 тысяч лет назад и победа над неандертальцами потребовала как минимум нескольких тысяч лет.

Для исследования были выбраны костные останки из палеолитической стоянки Буран-Кая III возле реки Бурульча в горах Крыма. Стоянка была обнаружена в 1990 году археологом Александром Яневичем из Института археологии НАН Украины. Раскопки ее продолжались до 2001 года. Авторы нынешнего исследования измерили концентрацию стабильных изотопов углерода и азота в человеческих останках, а также в костях животных, найденных на той же стоянке. Высокое содержание изотопа азота 15N в костях древних Homo sapiens Европы ранее считали признаком наличия рыбы в рационе. Новый метод, способный оценить количество азота в отдельных аминокислотах, показал, что для обитателей Буран-Кая это неверно. В дополнение к растительной диете они ели сухопутных животных, а не рыбу. Основными источниками животного белка для них оказались мамонты, благородные олени, лошади, сайгаки и зайцы.

Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.