21 мая 2019, вторник, 13:29

04 октября 2017, 13:56

В сентябре 1770 года произошла сильнейшая магнитная буря

Изображение красного северного сияния из астрономического трактата «Сэйкай»
Matsusaka City Museum

Основываясь на записях очевидцев о полярном сиянии, наблюдавшемся в Киото 17 сентября 1770 года, ученые попытались оценить масштабы магнитной бури, вызвавшей это явление. Они полагают, что эта магнитная буря может быть на 3 – 10 % сильнее, чем магнитная буря 1859 года, которую считают самой сильной за последние два века.

Как известно, и полярные сияния, и возмущения в магнитном поле Земли вызываются повышением солнечной активности. Поток испускаемых солнечной короной ионизированных частиц, известный как солнечный ветер, достигает орбиты Земли со скоростью от 300 до 800 км/с и вступает во взаимодействие с магнитосферой нашей планеты. По описаниям полярных сияний прошлого ученые способны приближенно оценить, насколько велика была активность Солнца. На данный момент самой мощной считается геомагнитная буря 1859 года, известная как «событие Кэррингтона», по имени британского астронома, который 1 сентября этого года наблюдал вспышку на Солнце, вызвавшую магнитную бурю. Полярные сияния в этот и на следующий день наблюдались даже в Сенегале, Мексике, Колумбии, на Кубе и Гавайях.

Ученые из Национального института японской литературы и Национального института полярных исследований проанализировали описания мощного красного полярного сияния, увиденного жителями Киото 17 сентября 1770 года. Для этого они использовали астрономический трактат «Сэйкай» и недавно обнаруженные дневники, которые вели члены киотского семейства Хигаси – Хакура.

Один из авторов исследования Кийоми Ивахаси отмечает большую точность описаний. В дневниках указано даже расположение полярного сияния относительно Млечного Пути. В итоге исследователи пришли к выводу, что вспышка на Солнце 1770 года не уступала, а возможно и превосходила вспышку 1859 года. «Нам повезло, что это случилось до начала зависимости человечества от электричества», – говорит Рюхо Катаока из Национального института полярных исследований.

Работа опубликована в журнале Space Weather.