20 мая 2019, понедельник, 19:33

Рис был введен в культуру независимо на трех континентах

Рис
Pixabay

Группа ученых во главе с археоботаником Хосе Ириарте (José Iriarte) из Университета Эксетера обнаружила, что жители доколумбовой Южной Америки выращивали местную разновидность риса. Так как еще раньше было установлено, что рис был введен в культуру независимо в Азии и в Африки, теперь получается, что это растение было одомашнено на трех разных континентах. После появления европейцев традиция выращивания южноамериканской разновидности культурного риса прервалась, но его генетическое наследие может улучшить свойство современного азиатского риса (Oryza sativa), который служит основным продуктом питания для половины населения мира.

Хосе Ириарте и его коллеги исследовали фитолиты – микроскопические частицы кремния, содержащиеся в растительных клетках. По их форме можно определить вид растения. В отличие от мягких тканей растения, фитолиты долго сохраняются в грунте и часто используются учеными, чтобы определить, как изменился состав растений местности за века и даже за тысячелетия. Основной целью Ириарте было изучить, как по Южной Америке в древности распространялись культура маниока и кукурузы.

Авторы работы неожиданно обнаружили помимо кукурузных фитолитов также 320 фитолитов риса в образцах почвы из Монте-Каштелу (Monte Castelo), археологическом памятнике в Бразилии, в юго-западной части бассейна Амазонки. Эта местность была заселена от примерно 7000 года до н. э. до XIV века нашей эры. Ученые заметили, что размер и количество фитолитов риса увеличивались от древних слоев к более новым, это, по их мнению, указывает на то, что «дикий рис был модифицирован вмешательством человека для производства более крупных зерен». Предшествующие исследователи не обнаружили выращивания риса в доколумбовой Южной Америке, так как они еще не применяли анализ фитолитов.

Ириарте и его коллеги предполагают, что культура риса возникла в Бразилии между 6000 и 4000 лет назад после увеличения среднегодового количества осадков, за которым последовало расширение заболоченных участков местности, подходящих для выращивания этого растения и неблагоприятных для других культур.

Исследование опубликовано в журнале Nature Ecology & Evolution.