20 августа 2019, вторник, 23:33

Собаки пришли в Америку вместе с людьми по Берингову мосту

Pxhere

Благодаря новому исследованию значительно расширились знания ученых о том, откуда появились собаки у жителей Америки доколумбовой эпохи. Вопреки высказывавшемуся ранее мнению, что эти собаки происходят от независимо одомашненного североамериканского волка, авторы нынешней работы пришли к выводу, что собаки оказались в Северной Америке вместе с людьми, перейдя с ними по перешейку на месте нынешнего Берингова пролива.

Эволюционную историю собак в Америке изучал международной коллектив ученых, среди которых есть и представители России, работающие в Институте истории материальной культуры РАН, Геологическом института РАН, Арктическом и антарктической научно-исследовательском институте и ВНИИ Океанология. Материалом послужили костные останки собак, найденные как в Северной Америке, так и в Сибири. Ученым удалось извлечь из костей и секвенировать 71 митохондриальный и 7 ядерных геномов. Возраст образцов охватывает период в девять тысяч лет.

Сопоставление геномов указывает, что североамериканские волки не имели отношения к возникновению этих собак. Все древние собаки Северной Америки восходят к одной линии, возникшей в Сибири. Исследователи также обнаружили, что потомки этих собак жили в Северной и Южной Америке в течение тысяч лет, но почти полностью исчезли после контактов с европейцами. Один из руководителей исследования специалист по популяционной генетике и истории доместикации животных Лоран Франц (Laurent Frantz) из Оксфордского университета признает, что у ученых пока нет удовлетворительного объяснения столь стремительного исчезновения.

Интересно, что одним из немногочисленных генетических свидетельств, сохранившихся от древних домашних собак Америки, в наши дни остается, как показало исследование, клеточная популяция трансмиссивной саркомы собак – онкологического заболевания передающегося половым путем. Опухолевые клетки, как предполагают ученые, изначально были онкологически измененным клетками организма собаки, а потом приобрели способность переходить от одного животного к другому. Предположительно, это произошло в Северной Америке или рядом с ней.

Исследование опубликовано в журнале Science.