21 мая 2019, вторник, 17:53

01 августа 2018, 14:45

Состав метеоритов подтверждает высокую активность молодого Солнца

Ранняя стадия Солнечной системы и минерал хибонит
Field Museum / University of Chicago / NASA / ESA / E. Field, STScl.

Изучив кристаллы минерала хибонита, заключенные в углеродистом метеорите, международная группа ученых смогла получить информацию об активности Солнца еще до формирования Земли и других планет.

Объектом исследования послужил крупный Мерчисонский метеорит, упавший в сентябре 1969 года вблизи австралийской деревни Мерчисон. Общая масса всех фрагментов этого метеорита составляла 108 килограммов, а самый большой из фрагментов весил семь килограммов. В ходе предыдущих исследований в Мерчисонском метеорите было найдено много органических веществ, включая ароматические и алифатические углеводороды, спирты, карбоновые кислоты, пирины и пиримидины. В метеорите содержались также аминокислоты глицин, аланин и глутаминову кислоту, а также нестандартные аминокислоты изовалин и псевдолейцин. Хотя аминокислоты из метеорита представляли собой смесь левых и правых энантиомеров, у аланина и изолейцина наблюдался избыток левых молекул, что заставило исследователей подозревать, что асимметрия между левыми и правыми молекулами, характерная для земной жизни, возникла за пределами Земли.

В нынешнем исследовании фрагменты метеорита изучали на уникальном современном масс-спектрометре в Швейцарии, который обнаружил кристаллы хибонита, заключенные внутри вещества. Большинство из них имеет размер менее 100 микрон. Эти крошечные кристаллы образовались более 4,5 миллиардов лет назад, и детали их состава указывают на определенные реакции, которые могли происходить, только если Солнце испускало много энергетических частиц.

Хибонит, по словам ученых, стал первым минералом, кристаллы которого начали образовываться в газопылевом облаке, окружавшем молодое Солнце. Поток частиц, вылетавших из Солнца, проникал в кристаллы и вызывал ядерную реакцию, в ходе которой отдельные ядра кальция и алюминия в кристаллах превращались в неон или гелий. Атомы неона и гелия оставались в ловушке внутри кристалла в течение миллиардов лет.

Исследование опубликовано в журнале Nature Astronomy.