25 июня 2019, вторник, 20:32

Жители острова Флорес становились карликами дважды

Современные жители острова Флорес, Индонезия

Исследователи из Индонезии, Германии, Швейцарии, США и Австралии изучили геномы 32 современных жителей индонезийского острова Флорес и выявили, какие его особенности связаны с низким ростом этих людей. Вопреки соблазнительной и экстравагантной идее о том, что «гены карликовости» аборигены получили от другого вида гоминид, Homo floresiensis, ДНК-следов скрещивания Homo sapiens с человеком флоресским не нашли. Это значит, что представители обоих видов, попав на остров Флорес, уменьшались в размерах независимо друг от друга.

Когда популяция крупных животных попадает на остров, их потомки постепенно уменьшаются в размерах, а мелкие «от природы» виды, наоборот, вырастают. Так, на Кипре в древности жили карликовые гиппопотамы размером с корову, а крысы на Тиморе достигали массы в пять килограммов. Но до сих пор не было понятно, применимы ли эти закономерности эволюции к людям.

Чтобы определить это, авторы новой работы изучили геномы аборигенов острова Флорес, отличающихся низким ростом — в среднем 145 см. Интересно, что в 2003 году в одной из пещер острова обнаружили останки карликовых (рост около 106 см) гоминин и через несколько лет отнесли их к собственному виду — человек флоресский (Homo floresiensis), или «хоббит». Поэтому именитый индонезийский антрополог Теуку Якоб выдвинул предположение, что современные жители острова получили «гены карликовости» от человека флоресского, тем более что случаи скрещивания одних видов древних людей с другими тогда уже были известны.

Уже после смерти Якоба в 2007 году стали появляться доказательства неверности его гипотезы. В 2016-м геологическими методами было установлено, что Homo sapiens и Homo floresiensis просто не могли пересекаться на острове: первые пришли туда не раньше чем 50 000 лет назад, а «хоббиты» вымерли уже 60 000 лет назад. А проведенный в рамках новой статьи анализ 10 полных геномов нынешних обитателей Флореса и полиморфизмов ключевых генов у двух десятков аборигенов показал: никаких фрагментов ДНК, которые могли бы быть получены от человека флоресского, у них нет.

Современные индонезийцы с Флореса в генетическом плане весьма похожи на других жителей Восточной Азии. У них в ДНК присутствуют те же варианты генов, связанные с низким ростом, что и у остальных народов региона — однако их встречаемость у флоресских пигмеев намного выше. Также у них чаще находят гены, кодирующие активные ферменты для разложения жирных кислот из мяса и рыбы. Это означает, что попавшие на Флорес Homo sapiens приспосабливались к регулярному питанию мясом местных жителей океана и суши.

Из исследования логично сделать два важных вывода. Во-первых, закономерности изменения размеров тела из-за длительной жизни на островах проявляются и в эволюции людей. Во-вторых, тот факт, что «хоббиты» не скрещивались с человеком разумным, получил кроме геологического еще и генетическое обоснование.

Результаты работы опубликованы в журнале Science.