25 июня 2019, вторник, 23:39

06 сентября 2018, 16:42

ДНК рассказала о происхождении и родственных связях древних алеманнов

Найденный в захоронении в Нидерштотцингене гребень из рога оленя
Niall O'Sullivan

Группа ученых из Германии, Италии, США и Австрии провела генетическое исследование останков из погребения VI – VII веков, принадлежавшего алеманнам – объединению германских народов, известному в Европе с III по VIII века.

Название алеманнов, согласно свидетельству историка Гая Азиния Квадрата, в буквальном переводе означает «все люди». Эта этимология принимается большинством современных ученых. В III веке алеманны жили между верхним Рейном, Дунаем и Майном. Они имели репутацию воинственного народа, особенно славилась их конница. Император Каракалла за победу, якобы одержанную над алеманнами в 213 году присвоил себе почетное имя Алеманник. В 234 году алеманны вторглись в пределы Римской империи: в так называемые Декуматные поля, между верховьями Рейна и Дуная. В 270-х годах их набеги достигали даже Италии. С IV века алеманнские наемники играли большую роль в римской армии. К V веку алеманны населили нынешний Эльзас, но вскоре попали в зависимость от франков. В современных французском и испанском языках от алеманнов происходит название немцев.

В 1962 году немецкие строители нашли в Нидерштотцингене (земля Баден – Вюртемберг, в 24 километрах от Ульма) алеманнское захоронение. Там, приблизительно в 580-630 годах, были погребены 13 человек, десять взрослых и трое детей. Захоронение сопровождали богатые погребальные дары: оружие, драгоценности, конская упряжь. Вместе с людьми были погребены три лошади.

Теперь исследователи во главе с Ниалом О’Салливаном (Niall O’Sullivan) из Института науки об истории человечества Общества Макса Планка провели генетическое исследование этих останков, а также проанализировали содержание стабильных изотопов в их зубной ткани, что позволило определить, где выросли эти люди. Не из всех останков удалось получить достаточно полные последовательности ДНК, тем не менее ученые получили много интересных результатов. В частности, стройный скелет, которые антропологи ранее считали женским, оказался принадлежащим юноше. Мужской пол удалось подтвердить у всех останков, кроме двух, относительно которых определенный вывод сделать невозможно.

Пятеро из умерших приходились друг другу прямыми родственниками. Трое других, чей геном удалось прочитать в достаточной мере, не были связаны ни с этими пятерыми, ни между собой. Особенно интересно, что, согласно данным генетиков, лишь часть погребенных в Нидерштотцингене людей происходила из Центральной Европы. Некоторые имели южноевропейское, возможно, средиземноморское происхождение. Изотопный анализ тканей двоих из них показал, что они родились не в этих местах, а где-то в районах швейцарско-немецких предгорий Альп.

Исследователи отмечают, что богатство погребального инвентаря в захоронении из Нидерштотцингене не зависело от происхождения умершего и от наличия или отсутствия у него родственных связей с остальными. В связи с этим они предполагают, что генетика в данном случае подтверждает существование у древних германцев института обмена «дипломатического усыновления». При заключении союза между народами сыновья правителей отдавались в семьи союзников, где воспитывались наравне с собственными детьми.

Исследование опубликовано в журнале Science Advances.