25 февраля 2020, вторник, 20:10

Древнюю дикинсонию окончательно признали животным

Окаменелость дикинсонии
Wikimedia Commons

Окаменевшие экземпляры дикинсоний (Dickinsonia) находят в Австралии, Украине, в Архангельской области и на Урале. Это овальные существа длиной от нескольких миллиметров до почти полутора метров. Тело дикинсонии состояло из многочисленных сегментов, отходящих от центрального продольного желоба. На первый взгляд дикинсония кажется двусторонне-симметричным животным, но, если приглядеться, то можно заметить, что сегменты левой и правой стороны не точно соответствуют друг другу, а сдвинуты примерно на половину ширины сегмента. Такой тип симметрии характерен для многих представителей эдиакарской биоты, населявших Землю 635–542 миллионов лет назад.

Положение дикинсонии на эволюционном древе, как и у большинства других эдиакарских организмов, неясно. Ее предлагали относить то к животным, то к грибам, то к особому царству органического мира. Теперь коллектив исследователей из Австралийского национального университета, Палеонтологического института имени А. А. Борисяка РАН, Института биогеохимии Общества Макса Планка и Бременского университета привел весомые доказательства в пользу того, что дикинсония принадлежала к царству животных.

В исследовании были использованы окаменелости дикинсоний, обнаруженные палеонтологом Ильей Бобровским у реки Лямца в Архангельской области. Ученым удалось при помощи хроматографии и масс-спектроскопии определить биомаркеры – сохранившиеся в окаменелостях следы веществ, из которых состоял живой организм. Решающую роль в таком случае может сыграть определение стеринов – веществ, входящих в состав клеточной мембраны, так как в клетках животных, растений и грибов эти вещества разные.

Место, где были найдены окаменелости дикинсоний. Фото: Илья Бобровский

Авторы работы сравнивали состав стеринов как в самой окаменелости, так и в окружающей ее породе. Типичным для месторождения Лямца оказалось преобладание стигматерина, указывающего на растительное происхождение. Его содержание превышало 70 %. Предположительно, его источником стали зеленые водоросли. Примерно в равных долях в породе встречались животный холестерин и грибной эргостерин. А вот в окаменелостях дикинсонии это соотношение менялось, и холестерин составлял уже 93 %, а значит, клеточные мембраны дикинсоний строились как у типичных животных. Возраст исследованных образцов составляет около 558 миллионов лет, что делает дикинсонию самым древним известным нам животным. Ранее предполагалось, что животные возникли только в кембрийском периоде (541 – 485 миллионов лет назад).

Исследование опубликовано в журнале Science.