18 октября 2019, пятница, 22:41

03 декабря 2018, 12:45

Каменные орудия возрастом до 2,4 миллионов лет найдены в Алжире

Sahnouni et al, doi: 10.1126/science.aau0008

Международная команда археологов и палеоантропологов при раскопках археологического памятника Айн-Бушерит в Алжире нашла каменные орудия возрастом 1,9 – 2,4 миллиона лет. Также там были обнаружены кости животных со следами разделки. Исследователи делают вывод, что предки людей появились в Северной Африке значительно раньше, чем считалось.

Общепризнанным местом появления древнейших каменных орудия считается Восточная Африка, где орудия находили в Олдувайском ущелье в Танзании, у озера Туркана в Кении, а также в Дикика и в Када Гона в Эфиопии. Древнейшим примитивным орудиям, сделанным из расколотых пополам камней, по разным оценкам от 2,6 млн. лет до 3,3 млн. лет (Ломекви 3 у озера Туркана, Дикика). Использовать эти орудия могли афарские австралопитеки, кениантропы и немного позже появившиеся Homo habilis. Старейшими археологическими памятниками Северной Африки считались орудия из Айн-эль-Ханеха и Эль-Кербы, возраст которых примерно 1,8 лет.

Новые находки были получены в ходе раскопок 2006 – 2008 годов. Для датирования слоев, содержавших орудия, ученые применили палеомагнитный метод, а также метод электронного палеомагнитного резонанса. В результате оказалось, что орудия заключены между слоями с возрастом 1,92 млн. и 2,44 млн. лет. Для проверки датирования эти данные сопоставляли с информацией палеонтологов о том, когда вымерли животные, кости которых нашли рядом с орудиями. Среди животных были древний вид свиньи Kolpochoerus heseloni, лошадь Equus numidicus и ананкусы (Anancus) – представители особого рода из семейства хоботных. Даты существования этих видов хорошо соотносятся с датировками отложений. Кроме того, на многих костях нашлись V-образные выемки и микроскопические сколы, указывающие на разделку животных каменными орудиями.

По словам исследователей, орудия из Айн-Бушерит сходны с орудиями олдувайской культуры. Среди них есть характерной формы рубила и острые отщепы. «Каменная индустрия Айн-Бушерит, подобная технологии Гоны и Олдувая, показывает, что наши предки проникали во все уголки Африки, – говорит руководитель исследования Мохаммед Сахуни (Mohamed Sahnouni), сотрудник Университета Индианы, Национального центра исследований человеческой эволюции (Испания) и Национального центра доистории, антропологии и истории (Алжир). – Алжирские данные меняют прежнее мнение о том, что Восточная Африка была колыбелью человечества. Фактически, колыбелью человечества была вся Африка».

Исследование опубликовано в журнале Science.