27 июня 2019, четверг, 11:43

Вспышка одной из звезд Ориона позволила обнаружить сложные органические молекулы

Газовый диск звезды V883 Ориона в представлении художника
National Astronomical Observatory of Japan

Радиотелескоп ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) обнаружил следы пяти сложных органических молекул в газовом диске звезды V883 Ориона, расположенной в 1300 световых годах от Земли.

Эта молодая звезда относится к редкому типу фуоров, которые на раннем этапе своей эволюции переживают краткое увеличение яркости, вызванное, вероятно, потоком вещества, поступающего из протопланетного диска к звезде. Внезапная вспышка звезды разогревает ледяные частицы, составляющие протопланетный диск, и включенные в них органические молекулы переходят в газообразное состояние. При этом радиус «снеговой линии» (расстояния от звезды, на котором молекулы газов находятся в твердом состоянии) увеличивается в момент вспышки в десять раз. Это редкое событие и позволило ALMA заметить наличие органических молекул у V883 Ориона.

Руководитель исследования Чон Ын Ли (Jeong-Eun Lee) из Университета Кён Хи в Сеуле и его коллеги, проанализировав полученные спектры, обнаружили присутствие пяти органических веществ: метанола (CH3OH), ацетона (CH3COCH3), ацетальдегида (СH3СHO) метилформиата (HCOOCH3) и ацетонитрила (CH3CN).

Для метанола и ацетальдегида ученым удалось узнать и пространственное распределение. «Распределение этих молекул имеет кольцеобразную структуру с радиусом 60 астрономических единиц, что в два раза больше орбиты Нептуна, – сообщают авторы работы. – Внутри этого кольца молекулы невидимы, потому что они скрыты толстым слоем пыли, невидимы они и за пределами этого радиуса, так как заморожены во льду».

Результаты исследования были опубликованы в журнале Nature Astronomy.