18 июня 2019, вторник, 18:22

Некоторые головастики оказались устойчивыми к «лягушачьей Эболе»

Исследователи из США обнаружили у некоторых головастиков комплекс генов, позволяющих им переносить смертельную для других сородичей болезнь, вызываемую ранавирусом. Исследование показывает, что при сохранении достаточного размера лягушачьих популяций, необходимые для выживания гены смогут распространиться и уберечь целый ряд видов лягушек от грозящего им вымирания.

Сейчас во всем мире отмечается значительное снижение численности лягушек. Главными виновниками этого оказываются две болезни, которым подвержены лягушки на разных континентах. Одна из них – хитридиомикоз – вызывается патогенным грибком, поражающим кожу животных, которая для лягушек служит органом дыхания и поглощения воды. Подробнее о распространении хитридиомикоза и борьбе с ним мы рассказывали в очерке «Упадок и исчезновение земноводных».

Вторая болезнь вызывается ранавирусом. Поскольку проявления ее похожи на симптомы геморрагической лихорадки Эбола, болезнь часто называют «лягушачьей Эболой».

Биолог Анна Сэведж (Anna Savage) из Университета Центральной Флориды и ее коллеги взяли пробы тканей из хвостов головастиков, живущих в семнадцати прудах в Патаксентском исследовательском заказнике в Мэриленде. Ученые выявляли в образцах наличие ранавируса и степень пораженности им организма, а также изучали гены, входящие в главный комплекс гистосовместимости – большую группу генов, кодирующих белки клеточных мембран. Они обнаружили ранавирусную инфекцию у 26% из 381 головастика. При этом оказалось, что определенная комбинация генов главного комплекса гистосовместимости влечет значительное снижение тяжести заболевания.

«Есть доказательства, что данная комбинация иммунных генов помогает этим особям ограничить очень опасную вирусную инфекция, – говорит Анна Сэведж. –Насколько нам известно, это первое исследование, где показано, что эта группа иммунных генов действительно важна для восприимчивости к ранавирусу». Результат весьма значим для лягушек Северной Америки, среди которых сразу нескольким видам угрожает «лягушачья Эбола».

Исследование опубликовано в журнале Immunogenetics.