20 июня 2019, четверг, 06:29

Выбросы из центров галактик вносят погрешности в работу космического телескопа Gaia

Телескоп GAIA
ESA

Ученые Московского физико-технического института, Физического института РАН и NASA смогли выявить и исправить ошибку в определении координат центров активных ядер галактик космическим телескопом Gaia. Статью с результатами исследования опубликовал  The Astrophysical Journal, кратко о них рассказывается в совместном пресс-релизе МФТИ и ФИАН.

Выведенный на орбиту в 2013 году космический телескоп Gaia позволил получить недоступные для наземной астрономии данные об излучении центральных областей активных ядер галактик в оптическом диапазоне. До его появления исследовать эти объекты можно было лишь в радиодиапазоне при помощи систем радиотелескопов. Но их точность в определении координат все-таки несколько уступает точности Gaia. Теперь же авторы исследования, сравнив оба метода, обнаружили, что и Gaia допускает систематическую ошибку при выполнении этой задачи. Однако коррекция при помощи радиоданных позволяет в итоге составить наиболее достоверную карту.

Галактика Вирго А. Изображение с оптического телескопа. Фото: NASA

Внутри активного ядра галактики находится черная дыра, всасывающая вещество из окружающего пространства. Она окружена диском из разогретой до огромных температур плазмы. Под действием магнитных полей и вращения диска из него вырываются джеты – струи газа, длина которых составляет несколько световых лет. По характеру джетов активные ядра галактики разделяются на подклассы — квазары, блазары и прочие.

Поскольку Gaia с прошлого года умеет получать информацию о видимых «цветах» галактик, ученые смогли разделять вклад разных частей галактики в оптическое излучение и измеряемые координаты: источника, диска, джета и звезд.

«Мы предположили, что влияние джета может вносить систематическую ошибку в измерение координат активных ядер галактик у Gaia. Это предположение подтвердилось — оказалось, что для объектов с достаточно длинными джетами наблюдается закономерность: Gaia видит источник гораздо дальше по направлению джета, чем радиотелескоп», – рассказывает руководитель лабораторий в МФТИ и ФИАН Юрий Ковалев. Обнаруженную ошибку нельзя объяснить случайностью: существенный сдвиг наблюдался со статистической значимостью лишь у объектов с самыми длинными «хвостами» и не в случайном направлении, а в выделенном, совпадающем с направлением выброса. Наблюдается она у активных ядер галактик, длина джета которых на порядки больше размеров самой галактики.

Определение координат активных ядер галактик имеет не только научное, но и прикладное значение. Поскольку эти объекты расположены вне нашей Галактики, они могут служить опорными точками для определения координат, которыми пользуются навигационные системы.