17 июня 2019, понедельник, 07:49

Генная терапия избавила мышь от врожденной глухоты

Лабораторная мышь

Коллективу ученых из Франции и США удалось восстановить слух у взрослой мыши, лишенной этой способности из-за врожденной мутации в одном из генов.

От двух до пяти процентов случаев врожденной генетической глухоты вызывается мутацией, известной под условным обозначением DFNB9. Она состоит в отключении гена, кодирующего белок отоферлин, который необходим для передачи звуковой информации в синапсах слуховых сенсорных клеток. Если мутация имеется в обеих копиях гена, то человек от рождения лишен способности слышать.

Чтобы создать метод лечения таких случаев, ученые искусственно получили мышь, наделенную этой мутацией. Затем они использовали аденоассоциированный вирус, который способен проникать в клетки человека, но не наносит какого-либо вреда организму. Благодаря этому свойству аденоассоциированный вирус часто используется в экспериментах по генной терапии. В геном вируса встраивают нужные гены, а он, проникнув в организм, наделяет этими генами клетки. Уже ведутся клинические испытания генетической терапии на основе аденоассоциированных вирусов таких болезней, как муковисцидоз, гемофилия, наследственная эмфизема, болезнь Паркинсона и некоторых других.

На этот раз вирус наделили геном, нужным для синтеза отоферлина. Правда, ученым пришлось преодолеть сложность, связанную с малым размером вирусного генома. В него можно вставить фрагмент ДНК длиной лишь около 4,7 тысяч пар нуклеотидных оснований, тогда как некоторые гены превышают этот предел. Нужный ген отоферлина, например, содержит 6 тысяч пар оснований. Ученые справились с этим ограничением, создав два вируса, каждый из которых нес свою часть ДНК гена отоферлина.

Затем подопытной мыши ввели вирусную культуру во внутреннее ухо. Однократной инъекции вируса оказалось достаточно, чтобы в волосковых клетках, обеспечивающих восприятие звуков, началась выработка отоферлина, что, в свою очередь, позволило мыши слышать. Ученые полагают, что этот метод можно будет применить и в случае других форм врожденной глухоты.

Работа опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.