12 декабря 2019, четверг, 19:57

Сильнейшая солнечная буря произошла 2610 лет назад

Мощная вспышка на Солнце в представлении художника
NASA

В добытых в Гренландии ледяных кернах ученые обнаружили свидетельство геомагнитной бури огромной силы, произошедшей 2610 лет назад. Если бы она произошла в наши дни, это вызвало бы значительные сбои в работе связи и навигационных систем по всей планете.

Геомагнитные бури представляют собой возмущения магнитного поля Земли, вызванные взаимодействием с солнечным ветром – потоком ионизированных частиц, летящим к нашей планете из солнечной короны. Самой мощной за историю наблюдений считается геомагнитная буря 1859 года, известная как «событие Кэррингтона» - по имени британского астронома, который 1 сентября того года наблюдал вспышку на Солнце, вызвавшую магнитную бурю. Полярные сияния в этот и на следующий день наблюдались даже в Сенегале, Мексике, Колумбии, на Кубе и Гавайях.

Следы геомагнитных бурь далекого прошлого ученые ищут, анализируя годовые кольца деревьев или образцы льда из ледников. Было установлено, что в годы значительных вспышек солнечной активности резко возрастает содержание изотопа 14С, причем это обнаруживается в образцах, добытых в любой точке Земли. Недавно на основе этого явления был предложен новый метод датирования археологических находок, который получил название астрохронология.

Профессор Лундского университета Раймунд Мушелер (Raimund Muscheler) и его коллеги из Швеции, Франции, Швейцарии, Кореи, ОАЭ и США использовали в своем исследовании ледяные керны из Гренландии. Они установили, что очень сильная геомагнитная буря случилась в 591 году до нашей эры. «Если бы эта солнечная буря произошла сегодня, это имело бы серьезные последствия для нашего общества высоких технологий», – говорит профессор Мушелер.

Ранее ученые открыли еще две сопоставимые по силе геомагнитные бури, случившиеся в 775 и 994 годах нашей эры. Они подтверждаются как данными ледяных кернов, так и анализом древесных годовых колец.

Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.