17 июня 2019, понедельник, 05:49

Находки в Чили подтверждают гипотезу о падении крупного метеорита 12800 лет назад

State Farm

Профессор Джеймс Кеннет (James Kennett) из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре и его коллеги представили ряд палеонтологических и геологических свидетельств в пользу того, что 12 800 лет назад Земля столкнулась с крупным метеоритом, что вызвало значительные климатические изменения.

С 2006 года ряд ученых высказывал предположение, что похолодание, наступившее в позднем дриасе (около 13 000 лет назад), было вызвано падением на Землю крупного метеорита или кометы. Это предположение стало известно как позднедриасовая импактная гипотеза, или гипотеза кловисской кометы, так как похолодание вызвало упадок археологической культуры Кловис.

В качестве кандидатов на роль кратера от того самого позднедриасового метеорита было предложено несколько кратеров в Мексике, Канаде и Гренландии. Однако гипотезу разделяют далеко не все историки климата, многие ученые считают позднедриасовое похолодание следствием исключительно земных процессов.

Подавляющее большинство свидетельств в пользу импактной гипотезы ранее находили в северном полушарии. Джеймс Кеннет и его коллеги проводили исследования в высоких широтах южного полушария, в местности Пилауко Бахо (Pilauco Bajo) в Чили. Там они обнаружили в отложениях возрастом 12800 лет множество микроскопических шариков, которые, по мнению ученых, представляют собой ударные сферулы – следы сплавления породы под действием высоких температур во время падения метеорита. Слой, содержащий эти шарики, также показывает необычно высокие концентрации платины и золота, а также частицы самородного железа, которые редко встречаются в природе. Также были обнаружены микрочастицы угля и следы горения в образцах древней пыльцы.

Палеонтологи обращают внимание на значительные изменения в видовом составе животных и растений в Пилауко Бахо после рубежа в 12800 лет назад. В отличие от северного полушария, где в этот момент наступило значительное похолодание, здесь климат из холодного и влажного сменился на теплый и сухой. Такое изменение не противоречит климатическим моделям, а его быстрые темпы, всего за несколько лет, делают более вероятным объяснение, связанное с атмосферными процессами после падения метеорита, а не с более медленным воздействием океанских течений. Палеонтологи отмечают резкое уменьшение в верхних слоях количества находок, связанных с южноамериканской мегафауной, что тоже можно объяснить вымиранием крупных млекопитающих из-за изменения климата.

Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.