16 июня 2019, воскресенье, 18:00

Зараженные бактерией комары не смогут иметь потомство

Aedes aegypti
Wikimedia Commons

Хорошие результаты показал проведенный во Флориде эксперимент по борьбе с комарами при помощи бактерии вольбахии. Авторы исследования полагают, что эта технология сможет значительно уменьшить распространение опасных болезней, передающихся через укусы комаров.

Открытая в 1926 году бактерия Wolbachia pipientis обнаружена в организме более 16 % видов насекомых Южной и Центральной Америки, а, по мнению ученых, потенциально способна заражать примерно 60 % видов насекомых всего мира. Вольбахия способна активно влиять на жизнь своего хозяина, включая определение пола и репродуктивную функцию. Детали этого влияния досконально пока не изучены, но вероятно, бактерия использует малые некодирующие РНК, чтобы изменять экспрессию генов своего хозяина. Подробнее о вольбахии можно узнать из специального очерка.

Отделение энтомологии Университета Кентукки разработало программу заражения самцов комара Aedes aegypti специально созданным штаммом вольбахии WB1, который не влияет на жизнь насекомого, но после спаривания такого комара с самкой вызывает гибель отложенных яиц на ранней стадии развития. Для внедрения нового метода была создана компания MosquitoMate, получившая от Агентства по охране окружающей среды США разрешения испытать своих комаров в полевых условиях.

В окрестностях Майами в ходе пилотных испытаний с февраля прошлого года выпускались до 370 тысяч зараженных штаммом WB1 самцов ежедневно, что стало самым крупным подобным проектом. Результаты испытания изложены в статье, которую напечатал Journal of Medical Entomology. На участках, где выпускались зараженные самцы общая численность комаров Aedes aegypti значительно снизилась по сравнению с контрольными участками, в частности, количество самок упало на 75 %.