25 июня 2019, вторник, 22:50

Постельные клопы ведут свою родословную со времен динозавров

Постельный клоп Cimex lectularius на летучей мыши

Ученые из девяти стран под руководством Клауса Райнхардта (Klaus Reinhardt) из Дрезденского технологического университета проанализировали ДНК 34 видов постельных клопов и на основании полученных данных составили родословное древо этой группы насекомых. Одним из выводов данной работы стало то, что эти клопы появились значительно раньше, чем обычно считалось.

Семейство постельных клопов (Cimicidae) включает более девяноста видов, распространенных по всему миру. Все они кровососущие паразиты. Самый известный их представитель, безусловно, постельный клоп (Cimex lectularius). Но большинство из них паразитирует не на людях, а на диких животных и птицах. Считалось, что предками всей этой группы клопов были виды, жившие в пещерах и пившие кровь летучих мышей. Но в 2008 году в бирманском янтаре были обнаружены представители семейства Cimicidae, которые жили на тридцать с лишним миллионов лет раньше, чем появились первые летучие мыши.

Теперь эволюционную историю семейства Cimicidae решили уточнить генетическими методами. По частоте мутаций установили, что постельные клопы — еще более древняя группа, они появились около 115 млн. лет назад (самые древние ископаемые останки летучих мышей имеют возраст всего 64 млн. лет). При этом предок всех постельных клопов уже был кровососущим насекомым, хотя ранее некоторые ученые считали, что их переход к такому виду пищи случился позже.

Также ученые обнаружили, что эволюционные линии, к которым относятся два основных паразита людей среди постельных клопов (Cimex lectularius и тропический вид C. hemipterus), разошлись 47 млн. ​​лет назад. Это опровергает высказанную ранее гипотезу, что эти два вида клопов разделились 1,6 млн. лет назад, когда предки вида Homo sapiens отделились от более древнего вида людей — Homo erectus. Теперь приходится признать, что оба клопа независимо друг от друга перешли на питание человеческой кровью.

По словам Клауса Райнхардта, с тех пор еще как минимум два вида клопов совершили такой переход. Один из них – Leptocimex boueti, так же, как и два предыдущих вида, он ранее питался кровью летучих мышей.

Интересна история четвертого вида. Клаус Райнхардт обнаружил в сборнике легенд индейского народа хопи, которые были сложены еще до контактов с европейцами, два рассказа: «Ночной танец клопов» и «Женщина-клоп и женщина-вошь». Из них следовало, что индейцам были хорошо известны нелетающие паразиты, которые пьют кровь и не являются при этом вшами. Для обозначения этих насекомых имелось особое слово pesets’ola. Однако постельные клопы Cimex lectularius были занесены к хопи только с приходом европейцев. Райнхардт пришел к выводу, что в доколумбову эпоху на юго-западе современных США кровь людей пил североамериканский вид клопа Haematosiphon inodorus. Сейчас эти клопы питаются кровью домашних кур, а также сов, орлов и других хищных птиц, изредка они кусают людей, но это считается случайными эксцессами. В целом Райнхардт полагает, что новый вид клопов переключается на кровь людей примерно раз в полмиллиона лет.

Исследование опубликовано в журнале CurrentBiology.