20 июня 2019, четверг, 09:57

Не все бета-клетки умирают при диабете

Бета-клетки под микроскопом
Wikimedia Commons

Ученые из института Эксетера опубликовали исследование, результаты которого дают надежду на то, что сахарный диабет может быть не просто компенсирован, но полностью вылечен.

До сих пор считалось, что при сахарном диабете как первого, так и второго типа происходит необратимая гибель β-клеток островков Лангерганса поджелудочной железы. Причины их гибели не до конца изучены. Однако оказалось, что не все β-клетки гибнут, некоторые просто перестают быть β-клетками.

Островки Лангерганса состоят из клеток нескольких типов. β-клетки среди них самые многочисленные и составляют около 70% всех клеток. Они вырабатывают инсулин. Α-клетки, вырабатывающие глюкагон, составляют 20%, еще 10% составляют ō-клетки, вырабатывающие соматостатин, 5% - ɣ-клетки, вырабатывающие панкреатический полипептид, и, наконец, еще 1% - ε-клетки, вырабатывающие грелин. Вырабатываемый ō-клетками гормон соматостатин подавляет секрецию инсулина. Действие глюкагона тоже противоположно действию инсулина.

В экспериментах с человеческими клетками авторы работы обнаружили, что при диабете β-клетки становятся похожими на ō-клетки и вместо инсулина продуцируют соматостатин. Мышиные клетки в условиях, имитирующих диабет, начинали продуцировать глюкагон и приобретали сходство с α-клетками. Анализ тканей поджелудочной железы людей, болевших диабетом обоих типов, показал, что такое перерождение клеток происходит в действительности, а не только в модельных лабораторных экспериментах.

Авторам работы также выяснили некоторые подробности молекулярных механизмов, лежащих в основе перерождения β-клеток, и обнаружили, что обработка переродившихся клеток определенным химическим веществом заставляет их проделать обратное превращение.

Это обратное превращение и дает надежду на новые подходы в терапии сахарного диабета.