17 июня 2019, понедельник, 09:39

Под северным полюсом Марса обнаружены значительные залежи льда

Марс (северный полюс - сверху)
ISRO/ISSDC/Emily Lakdawalla

Сотрудники Техасского и Аризонского университетов, используя данные орбитального аппарата Mars Reconnaissance Orbiter, обнаружили крупные слои льда, залегающие на глубине примерно полтора километра на северном полюсе Марса. Они полагают, что этот лед представляет собой остатки древних полярных ледниковых щитов и является крупнейшим скоплением воды на Марсе.

Лед был найден при помощи радиолокатора SHARAD (Shallow Subsurface Radar). Он действует в высокочастотном радиодиапазоне от 15 до 25 МГц и может получать информацию о структуре марсианских недр до глубины более километра. Прибор был разработан учеными Итальянского космического агентства. Он показал, что в некоторых слоях под северным полюсом содержание льда достигает 90 %. Результаты работы радиолокатора были подтверждены независимым исследованием с использованием гравитационных данных.

«Мы не ожидали найти здесь столько водяного льда, – говорит ведущий автор исследования Стефано Нероцци (Stefano Nerozzi) из Института геофизики Техасского университета. – Это, вероятно, делает его третьим по величине скоплением воды на Марсе после полярных ледяных шапок». Если весь этот лед растает, весь Марс будет покрыт слоем воды, глубиной полтора метра. По словам исследователей, изучение структуры и состава ледяных отложений поможет установить, каков был климат Марса в далеком прошлом.

Ученые считают, что слои образовались, когда лед накапливался на полюсах Марса во время последних ледниковых периодов. Каждый раз, когда планета нагревалась, остатки ледяных шапок покрывались песком, который защищал лед от солнечной радиации и препятствовал его рассеиванию в атмосферу.

Периодические оледенения Марса известны ученым давно, они обусловлены изменениями его орбиты и наклона оси. В течение примерно 50 тысяч лет Марс наклоняется к Солнцу, а потом постепенно возвращается в вертикальное положение. Когда ось вращения планеты вертикальна, ближе всего к Солнцу находятся экваториальные области, а на полюсах может скапливаться лед. Когда Марс наклоняется, ледяные шапки постепенно уменьшаются и, возможно, полностью исчезают. Но до сих пор считалось, что никаких свидетельств предшествующих оледенений не сохранилось.

Результаты исследования опубликованы в журнале Geophysical Research Letters.