18 июля 2019, четверг, 18:03

Выращенные в неволе монархи теряют способность к миграции

Ученые одной из лабораторий Чикагского университета установили, что по крайней мере часть бабочек-монархов, выращенных в неволе, утрачивает способность к совершению дальних миграций, которая имеется у этого вида в природе.

Бабочка-монарх (Danaus plexippus) совершает ежегодные перелеты из Канады и США в Мексику на зимовку. Чтобы сохранить тепло, они собираются большими группами на деревьях, так что ветви даже нагибаются под их тяжестью. В феврале бабочки приступают к спариванию, а затем отправляются в обратный путь. Если юга США достигают те насекомые, что зимовали в Мексике, то дальнейший путь на север продолжают их потомки, а наиболее дальних районов достигают лишь третье и четвертое поколения.

Для эксперимента были использованы несколько десятков бабочек, часть которых была поймана в природе, а часть куплена у фирм, разводящих насекомых, или же выращена самими учеными из гусениц в закрытом помещении. Для определения предпочитаемого направления полета бабочек привязывали к небольшому шесту. Выяснилось, что все бабочки, взятые из природы, стремились лететь на юг, куда в это время года обычно направляются монархи. Тогда как бабочки, рожденные в неволе, летали в самых разных направлениях.

Ученые полагают, что у некоторых из бабочек отсутствовали гены, необходимые для осуществления дальнего перелета. Секвенирование ДНК выявило значительные генетические различия, хотя конкретный ген пока не установлен. Но даже бабочки, генетически близкие к природным экземплярам, не могли отправиться в путь, так как оказались неспособными определять направление на юг по природным ориентирам.

Бабочки-монархи за последние десятилетия широко распространились за пределами Северной Америки. Они теперь встречаются в Карибском бассейне, на Канарских и Азорских островах, в Океании, Австралии, Центральной и Южной Америке. Все эти бабочки утратили привычку к миграциям, так как живут в достаточно теплом климате круглый год. Но североамериканские монархи погибают из-за зимних холодов, если не отправляются вовремя в Мексику.

Сейчас в США обсуждается вопрос о внесении монархов в список угрожаемых видов. Многие школьники и любители природы выращивают этих бабочек, чтобы спасти вид от исчезновения. Авторы исследования рекомендуют энтузиастам организовать выращивание на открытом воздухе, чтобы бабочки не теряли способности выбирать направление по солнцу.

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.