15 июля 2019, понедельник, 21:17

Неандертальцы делали клей из сосновой смолы и воска

Неандертальцы у костра
Wikimedia Commons

Международная группа археологов установила, что неандертальцы применяли клей на основе сосновой смолы для прикрепления своих каменных орудий к деревянным или костяным рукояткам.

Следы клея ученые обнаружили на орудиях, которые были найдены во время раскопок в пещерах Фосселлоне и Сант-Агостино в итальянской области Лацио. Это один из самых ранних примеров использования такой технологии, возраст находок насчитывает 40 – 55 тысяч лет. Археологи нашли в этих двух пещерах в общей сложности около тысячи каменных орудий. И на некоторых из них исследователи заметили странные следы, которые могли быть частью неорганического осадка, но могли также оказаться следами клея, использовавшегося для закрепления камня.

Чтобы выяснить это, Илария Дегано (Ilaria Degano) из Пизанского университета и ее коллеги провели химический анализ десяти образцов, используя газовую хроматографию и спектроскопию. Тесты показали, что каменные орудия были покрыты смолой из местных сосен. В одном случае смола была смешана с пчелиным воском.

Данная находка не стала самым древним примером использования клея на орудиях неандертальцев. Следы на двух отщепах кремня, найденных в карьере Кампителло в центральной Италии, старше орудий из Фосселлоне и Сант-Агостино. Но нынешний результат говорит, что этот метод был более распространенным, чем считалось ранее. «Мы продолжаем находить доказательства того, что неандертальцы не были примитивны, а были вполне способны делать то, что традиционно приписывалось только современным людям», – заключает один из авторов исследования Паола Виллья (Paola Villa) из Итальянского института палеонтологии человека в Риме и Музея естественной истории Колорадского университета в Боулдере. По ее словам, использование клея также подтверждает, что неандертальцы пользовались и огнем. Сосновая смола застывает на воздухе. Чтобы сделать из нее клей, неандертальцы должны были ее предварительно разогреть.

Итоги исследования опубликованы в электронном научном журнале PLOS ONE.