22 октября 2020, четверг, 12:40
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Библейские филистимляне оказались родственниками древних европейцев

ДНК филистимлян ученые получили из найденных в Ашкелоне останков
Melissa Aja/Leon Levy Expedition

Генетическое исследование, проведенное группой ученых из Германии, США и Южной Кореи, подтвердило родственные связи филистимлян, населявших Ближний Восток во II – I тысячелетиях до нашей эры, с древними обитателями Греции и других стран юга Европы.

Происхождение филистимлян, появившихся на Ближнем Востоке в конце XIII – начале XII века до н. э., остается неясным. Наиболее надежной считается гипотеза, связывавшая их с пеласгами – догреческим населением Греции, а приход их в Палестину в данном случае признается частью обширной цепи миграций бронзового века, отраженной в древнеегипетских источниках как приход «народов моря». С пеласгами филистимлян объединяет сходство некоторых предметов материальной культуры, ученые также отмечают возможное родство греческого этногима Πελασγοί и древнееврейского названия филистимлян. Теперь эта гипотеза получила подтверждение благодаря палеогенетикам.

В 2016 году в ходе раскопок города Ашкелон, где филистимляне жили до захвата города вавилонским царем Навуходоносором II в 604 году до н. э., было обнаружено кладбище с останками примерно 150 человек, кости которых годились для извлечения ДНК. Были выбраны десять скелетов, ДНК которых было получено из костей внутреннего уха и зубов. Секвенированные геномы были проанализированы по 1,24 млн. однонуклеотидным полиморфизмам ядерной ДНК.

Самые древние останки – три скелета людей, живших 3500 - 3700 лет назад, не отличались генетически от местных обитателей. Но четыре других, датируемых пятью веками позже, унаследовали от 25% до 70% своей ДНК от древних обитателей южной Европы, показав наиболее близкое родство с жителями Греции, Сардинии и Пиренейского полуострова. Оставшаяся часть их генома была местной, что означает смешение переселенцев с коренными жителями. Три оставшихся скелета, чей возраст еще на двести лет меньше, снова генетически соответствовали коренным обитателями Ближнего Востока. По словам палеогенетика Иоханнеса Краузе (Johannes Krause), к тому времени количество смешенных браков стало слишком велико, и это размыло генетическое наследие европейских народов. В дальнейшем исследователи планируют собрать больше генетического материала древних жителей Европы, что позволит им точнее установить пути миграций.

Результаты исследования опубликованы в журнале Science Advances.