23 августа 2019, пятница, 12:48

Получены высокоточные изображения белка Cas9 за работой

Xing Zhu et al, doi: 10.1038/s41594-019-0258-2

Используя технику криоэлектронной микроскопии, учёные из США и Канады получили изображения молекулы белка Cas9 до и после разрезания им нити ДНК. Изображения дают новую информацию о том, как работает система редактирования генов CRISPR-Cas9, что может помочь исследователям разработать новые версии этой технологии, которые будут более эффективными и станут точнее нацелены на выбранные гены.

Напомним, что ставшая самой востребованной в последние годы технология редактирования генома CRISPR-Cas9 состоит из двух компонентов. В клетку должны попасть направляющая молекула РНК, которая задает нужную последовательность нуклеотидов в ДНК клетки, а также белок Cas9, разрезающий цепочку ДНК в указанном месте. Фактически молекула Cas9 выступает в качестве ножниц для нити ДНК.

Изображения, полученные учёными, демонстрируют последовательные стадии движения белковой молекулы во время работы, отчётливо прослеживается перемещение отдельных доменов белка в процессе разрезания. «Удивительно увидеть на таком высоком уровне детализации, как на самом деле работает Cas9, разрезая нити ДНК, — говорит доктор Шрирам Субраманиам (Sriram Subramaniam) из Университета Британской Колумбии и Национальной лаборатории исследований рака. — Эти изображения предоставляют нам бесценную информацию для повышения эффективности процесса редактирования генов, чтобы мы могли надеяться в будущем быстрее и точнее исправлять мутации, вызывающие болезни».

Результаты были опубликованы в журнале Nature Structural and Molecular Biology.