31 мая 2020, воскресенье, 23:43

У повышения кислотности океанов обнаружились положительные для морских обитателей последствия

Кислая среда влияет на толщину раковин обитателей океана
Julian Finn

Кислотность мирового океана растёт, поскольку вода поглощает огромное количество углекислого газа, выделяющегося при сжигании ископаемого топлива. От этого страдают многие обитатели океанов, так как кислая среда разрушает карбонат кальция — основной материал кораллов и раковин. Теперь учёные обнаружили, что повышение кислотности среды имеет и неожиданный побочный эффект — некоторым обитателям океана оно может помочь построить более толстые и прочные раковины, сделав их пищу более питательной.

Австралийский эколог Шон Коннелл (Sean Connell) из Университета Аделаиды и его коллеги исследовали подводные выбросы углекислого газа у побережья новозеландского острова Уайт (Вакаари). Кислотность воды около них примерно такая же, какой она, согласно прогнозам, станет к концу столетия в большей части мирового океана. Исследователи собрали морских брюхоногих моллюсков вида Eatoniella mortoni вместе с образцами дерновых водорослей, которые служат этим моллюскам пищей. Учёные хотели проверить гипотезу, согласно которой, повышенная концентрация углекислоты в воде увеличивает доступность питательных веществ, таких как азот, необходимых для роста водорослей, а это, в свою очередь, обеспечивает моллюсков большим количеством пищи, дающей энергию, необходимую для построения более прочных раковин в нынешних условиях.

Полученные пробы Коннелл и его коллеги сравнили со взятыми из соседних мест, где нет выбросов углекислого газа. Учёные измеряли калорийность водорослей, содержание в них углеводов и белка, а также толщину и прочность раковин морских улиток. Как оказалось, раковины улиток, живущих в кислой среде, были вдвое толще и прочнее раковин из контрольной группы. А водорослей там росло в четыре раза больше, и они содержали на 11 % больше белка и углеводов. Коннелл отмечает, что при повышенной кислотности водоросли оказываются способными поглощать больше нитратов из окружающей среды, служащих источником азота для синтеза белков.

Морской биолог Ульф Рибезелл (Ulf Riebesell) из Института исследований океана GEOMAR Общества имени Гельмгольца прокомментировал работу Коннелла и его коллег: «Это уникальное исследование показывает, как один организм извлекает пользу из изменений пищи, но оно подразумевает, что это может быть общим явлением, которое можно экстраполировать на другие морские экосистемы. Я был бы очень осторожен с такими выводами. Несмотря на идею, что некоторые морские организмы могут противостоять опасностям изменения климата, биоразнообразие всё ещё сокращается, особенно в местах выбросов углекислого газа, и это может сделать экосистемы менее устойчивыми. Даже если некоторые организмы выигрывают от потепления и окисления, всё равно есть проигравшие, и эволюционная адаптация не достаточно быстра, чтобы компенсировать потери этих проигравших».

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the Royal Society B.