30 октября 2020, пятница, 10:46
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

После выхода из Африки современные люди успели скреститься с четырьмя другими видами

Реконструкция головы Homo floresiensis
Cicero Moraes et al./ATOR

Согласно новому исследованию, проведённому австралийскими учёными, после выхода из Африки современные люди встречались и скрещивались по меньшей мере с четырьмя родственными видами. Только два из этих видов — неандертальцы и денисовцы — известны по сохранившимся до наших дней останкам. Два других, остающиеся безымянными, выявлены по следам из ДНК в геномах современных людей.

Скрещивание с неандертальцами произошло, видимо, на Ближнем Востоке вскоре после миграции Homo sapiens из Африки, поскольку у всех людей за пределами Африки в геноме имеется до двух процентов неандертальской ДНК. Жуан Тейшейра (João C. Teixeira) и Алан Купер (Alan Cooper) из Центра исследований древней ДНК Аделаидского университета, сопоставляя генетические данные у различных этнических групп с археологическими и палеоантропологическими свидетельствами, пришли к выводу, что встречи людей ещё с тремя видами произошли в окрестностях линии Уоллеса — биогеографической границы, разделяющей азиатскую и австралийскую фауну. В древности острова Калимантан, Ява и Суматра были объединены с нынешним Индокитаем в единую сушу, которой учёные дали название Сунда. Новая Гвинея и Австралия тоже образовывали единый материк, известный как Сахул. Между Сундой и Сахулом имелся ряд островов: Сулавеси, Бали, Тимор, Керам, Ломбок и другие. Линия Уоллеса примерно соответствует границе между Сахулом и Сундой.

Авторы исследования пришли к выводу, что, достигнув южной части Азии, анатомически современные люди смешались с группой, которую исследователи назвали вымершими гомининами-1 (Extinct Hominin 1, EH1). Скрещивание с денисовцами произошло на островах Юго-Восточной Азии и на Филиппинах, с EH2 — уже к востоку от линии Уоллеса, на индонезийском острове Флорес.

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.