26 октября 2020, понедельник, 21:58
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Маленький червь из калифорнийского озера имеет три пола и выдерживает смертельную дозу мышьяка

Озеро Моно

Условия жизни в калифорнийском озере Моно столь суровы, что ранее было известно только два вида животных, способных выжить в его водах: мелкий рачок (Artemia monica) и муха-береговушка (Ephydra hydropyrus). Помимо них в озере обитают бактерии и планктонные водоросли. Теперь же международная команда биологов установила, что в озере живет не два, а целых десять видов. Все восемь новых видов принадлежат к нематодам.

Обитателям озера Моно приходится выживать в воде соленостью в среднем 69 граммов на литр (средняя соленость океанских вод — 35 граммов на литр) и высокощелочной реакцией (pH=10). Ко всему прочему, донные отложения этого озера богаты мышьяком. Но именно в этих отложениях исследователям удалось найти целых восемь видов микроскопических червей из типа нематод. Они принадлежат к различным родам и семействам, уже известным ранее по видам, обитающим в других местах.

Нематод одного из обнаруженных видов (Auanema sp.) ученые успешно культивировали в лаборатории в нормальных, неэкстремальных условиях и узнали некоторые свойства этих животных. Как оказалось, данные нематоды способны выживать при концентрации мышьяка, которая в 500 раз превышает смертельный для человека уровень. Авторы работы предполагают, что устойчивость к мышьяку обеспечивает этим червям имеющийся у них вариант гена dbt-1.

Другой интересной деталью оказалось, что у этих нематод не два, а три пола: среди них есть самцы, самки и гермафродиты. Подобная черта свойственна также двум близкородственным видам A. rhodensis и A. freiburgensis. Но, в отличие от родственников, нематода из озера Моно не откладывает яйца, а рождает детенышей. Живорождение ученые называют одним из приспособлений данного вида к экстремальной среде обитания.

Исследователи в ходе дальнейшей работы планируют установить биохимические и генетические факторы, позволяющие нематоде выживать в столь тяжелых условиях, а также прочитать геном данного вида.

Работа опубликована в журнале Current Biology.