18 ноября 2019, понедельник, 21:49

«Геномный иммунитет» был открыт благодаря заражающему коал вирусу

Коала
Currumbin Wildlife Sanctuary

Ученые из Китая, Австралии и США сообщают об открытии «второй иммунной системы» — механизма, подавляющего развитие ретровирусов. Хотя пока она была обнаружена только у коал, исследователи полагают, что «геномный иммунитет» должен встречаться у всех млекопитающих. В отдаленном будущем открытая система «геномного иммунитета» может стать основой для создания новых средств борьбы с ВИЧ.

Геном ретровирусов состоит из одноцепочечной молекулы РНК. Их вирусные частицы обязательно содержат фермент — обратную транскриптазу, которая по этой РНК в соответствии с принципом комплементарности строит молекулу ДНК (обычно процесс идет в другую сторону: по ДНК строится РНК, поэтому эта группа вирусов и получила название с приставкой ретро-). После этого образовавшаяся цепочка ДНК встраивается в геном хозяйской клетки и начинает производить вирусные белки. К ретровирусам относятся, например, вирусы иммунодефицита человека и обезьян.

Коал заражает собственный ретровирус — KoRV, который снижает их иммунитет и делает их уязвимее к другим инфекциям. Уникальная особенность KoRV состоит в том, что он заражает клетки зародышевой линии: сперматозоиды, яйцеклетки и ранние эмбриональные клетки, поэтому вирус может передаваться от родителей к потомству. Большинство других ретровирусов заражают только соматические клетки и не передают свою генетическую информацию следующему поколению.

Но, как выяснили авторы нынешнего исследования, у коал имеется система защиты, которая подавляет активность ретровирусной ДНК. Она напоминает иммунную систему, но вместо антител в ней действуют малые молекулы РНК, известные как piРНК. Они способны отличить цепочку ДНК коалы от ДНК ретровируса. Они связываются с вирусной ДНК и блокируют синтез частиц вируса.

Исследование опубликовано в журнале Cell.