23 февраля 2020, воскресенье, 21:16

Вакцина от вируса Зика защитила обезьян на эмбриональной стадии

Макаки
Pixabay

Экспериментальная вакцина против вируса Зика снизила количество вирусов у беременных макак-резус и показала хорошие результаты в защите эмбриона. Данная работа может помочь в разработке экспериментальной ДНК-вакцины Zika VRC5283, которая в настоящее время находится на ранней стадии клинических испытаний.

Напомним, что заражение лихорадкой Зика редко дает тяжелые для пациента симптомы и обычно не опасно для его жизни. Однако во время эпидемии 2015–2016 годов в Латинской Америке выяснилось, что вирус Зика у беременных женщин способен проникать через плаценту в организм ребенка и вызывать тяжелую патологию развития. Вирус атакует нервные клетки-предшественники — тип стволовых клеток, из которых развиваются нейроны. Наиболее заметным последствием этого становится микроцефалия — значительное уменьшение размеров головы и мозга у ребенка, которое чаще всего ведет к гибели его во время беременности или вскоре после рождения. Также почти у всех детей с подтвержденным диагнозом у матери и у 80 % с подозрением на лихорадку Зика наблюдались аномалии в развитии мозолистого тела — крупного пучка нервных волокон, соединяющих левое и правое полушария мозга. Во всех исследованных случаях были обнаружены группы развивающихся нейронов, которые не переместились на нужное место в мозге.

Нынешнее исследование, проведенное в Национальном центре изучения приматов Калифорнийского университета в Дэвисе, стало первым тестированием вакцины, вводимой в организм животных до зачатия эмбриона с последующим заражением вирусом во время беременности. Ученые ввели самкам макак вакцину VRC5283. После вакцинации самок стали содержать совместно с самцами, давая возможность размножаться. 13 привитых обезьян и 12 невакцинированных контрольных особей забеременели. Исследователи подвергли их воздействию вируса дважды: в первом и втором триместре беременности.

В итоге у вакцинированных самок в крови обнаруживалось меньшее количество вируса и он сохранялся в их организме меньше времени после заражения. Две невакцинированных самки потеряли плод на ранних сроках беременности из-за инфицирования вирусом. Среди тех, кто получил вакцину, таких случаев не было. В конце беременности исследователи искали вирус Зика в тканях матерей и плодов. 11 из 12 плодов в невакцинированной контрольной группе имели РНК вируса Зика. Но ни у одного из 13 плодов вакцинированной группы РНК вируса Зика не было, что свидетельствует о том, что вакцина предотвращала передачу вируса плоду.

Итоги исследования опубликованы в журнале Science Translational Medicine.