22 февраля 2020, суббота, 22:22

Уменьшение количества связей между нейронами мозга при шизофрении подтверждено на живых пациентах

Скан мозга человека с шизофренией
NIMH

Группа исследователей из Лондона получила доказательства того, что при шизофрении уменьшается число соединений между клетками мозга. Полученный результат может привести к разработке нового метода помощи пациентам.

Руководитель исследования профессор Оливер Хоус (Oliver Howes), работающий в Имперском колледже Лондона и Королевском колледже Лондона, говорит: «Современные методы лечения шизофрении направлены только на один аспект заболевания: психотические симптомы. Но тяжелые когнитивные симптомы, такие как потеря способности к планированию и запоминанию, часто вызывают гораздо более тяжелую инвалидность, и в настоящее время их не лечат». Хоуз считает, что потеря синапсов — соединений между клетками мозга — становится причиной широкого спектра симптомов при шизофрении. Ученые и раньше подозревали, что нарушение связей между нейронами играет важную роль при шизофрении, но эти подозрения были основаны на посмертных исследованиях мозга пациентов. Теперь же это явление было впервые обнаружено у живых людей.

Главным объектом исследования стал встречающийся в синапсах белок SV2A, который, как было показано ранее, служит хорошим маркером плотности соединений нейронов. Исследователи использовали препарат, который связывается с этим белком и испускает сигнал, регистрируемый  при сканировании мозга с помощью позитронно-эмиссионной томографии, что позволяет определить плотность синапсов. В исследовании приняли участие 18 взрослых пациентов с шизофренией и 18 человек в контрольной группе.

Обнаружилось, что у больных шизофренией уровень SV2A был значительно понижен в передней части мозга, в области, ответственной за планирование. «Реальный прогресс заключается в том, что мы теперь можем наблюдать у живых пациентов, чтобы начать отслеживать, характерно ли это для ранней стадии болезни», — говорит Оливер Хоус. Исследователи также нашли предварительные доказательства того, что уровень белка связан с когнитивными характеристиками у людей с шизофренией. Хоус и его коллеги также проводят клиническое испытание метода предотвращения утраты синапсов у пациентов, которое, как ожидается, будет завершено в следующем году.

Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.