22 октября 2020, четверг, 12:52
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Неандертальское наследие в ДНК неожиданно было обнаружено у жителей Африки

Реконструкция неандертальца из Национального музея естественной истории в Вашингтоне (США)

В 2020 году исполняется десять лет с момента расшифровки генома неандертальца, и ученые давно знают о существовании неандертальских фрагментов ДНК в геномах современных людей в Азии, Австралии и Америке. У жителей Африки неандертальской ДНК обнаружено не было, и это казалось логичным, ведь скрещивания современных людей с неандертальцами происходили лишь после выхода людей из Африки. Но авторы нового исследования нашли неожиданные фрагменты неандертальского генетического наследия и у современных африканцев.

Ученые сопоставили геном неандертальца с Алтая, прочитанный в 2013 году, с 2504 геномами современных людей, опубликованными в рамках программы «1000 Genomes Project». Среди них были и геномы представителей пяти народов Африки. Затем исследователи рассчитали вероятность того, что каждый участок ДНК был унаследован от неандертальского предка.

Обнаружилось, что у африканцев имеется неожиданно большое количество неандертальской ДНК: около 17 миллионов пар нуклеотидных оснований, что составляет 0,3 % всего генома. Исследователи также обнаружили признаки того, что несколько генов неандертальцев после попадания в геномы африканцев были закреплены в ходе отбора, в их число входят гены, которые повышают иммунную функцию и защищают от ультрафиолетового излучения.

По мнению авторов работы, обнаруженная картина объясняется тем, что около 20 тысяч лет назад произошла обратная миграция в Африку людей из Европы, уже имевших неандертальские гены в своем геноме. От них нынешние африканцы получили примерно половину своего «неандертальского генетического наследия». Вторая половина, по предположению ученых, и вовсе не является исконно неандертальской. Они считают, что эти генетические варианты имелись у ранних современных людей в Африке и были унаследованы от них и европейцами, и африканцами, а неандертальцы получили их в ходе первых контактов с современными людьми, произошедшими на Ближнем Востоке около 100 тысяч лет назад.

Исследование помогает решить еще одну загадку, связанную с неандертальским геномом: почему у восточноазиатских народов «неандертальских генов» больше, чем у европейцев. Дело в том, что ранее исследователи не учитывали возможность ранней миграции из Европы назад в Африку, принесшей часть неандертальского генома. Поэтому, встречая одинаковые генетические последовательности у европейцев и неандертальцев, они считали их принадлежащими современным людям и не учитывали при подсчете неандертальского компонента генома. Если же сделать необходимую поправку, получится, что у жителей Европы и Восточной Азии имеется примерно равное количество неандертальских фрагментов ДНК.