25 октября 2020, воскресенье, 08:55
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Вирус лихорадки Эбола поможет в борьбе с опухолями мозга

Вирионы Эбола под растровым электронным микроскопом
NIAID

Ученые из Йельского университета планируют использовать эболавирус для лечения одного из самых опасных видов опухолей мозга — глиобластомы.

«Ирония заключается в том, что один из самых смертоносных вирусов в мире может быть полезен при лечении одного из самых смертоносных раковых заболеваний мозга», — говорит один из авторов исследования профессор Антони ван ден Пол (Anthony van den Pol). Только в США ежегодно отмечается около 12 000 случаев заболевания глиобластомой. Опухоль отличается высокой устойчивостью к химиотерапии и радиационному облучению и большим риском рецедивов. Лечение глиобластомы особенно осложняется тем, что мозг отделен от остального организма гематоэнцефалическим барьером — особым биохимическим механизмом, который не позволяет проникать в него различным опасным веществам, но также препятствует проникновению лекарств.

Исследователи решили использовать слабое место глиобластомы. В отличие от нормальных клеток, у большого процента раковых клеток отсутствует способность генерировать врожденный иммунный ответ против захватчиков, таких как вирусы, что делает вирусы хорошим оружием для уничтожения клеток опухоли. К тому же у разных видов вирусов имеются дополнительные способы защиты от реакции организма на патогены.

Конечно, ученые не используют вирусы опасных болезней в неизменном виде. Они создают искусственные, так называемые химерные вирусы, которые несут в себе комбинации из генов нескольких вирусов. Антони ван ден Пол и его коллега Сюэ Чжан применили химерный вирус, содержащий один из генов вируса Эбола — гликопротеин с доменом линии муцина. В природном вирусе Эбола он играет роль в защите от иммунной системы. Ученые ввели химерный вирус в мозг мышей с глиобластомой и обнаружили, что он способен избирательно нацеливаться и убивать клетки опухоли. По мнению ученых, такой вирус может быть использован в сочетании с хирургическим вмешательством для устранения глиобластомы и предотвращения рецидива рака. Исследование опубликовал Journal of Virology.

Для борьбы с глиобластомой ученые также пытаются применить вирусы полиомиелита и лихорадки Зика. В этих случаях используется способность вирусов проникать через гематоэнцефалический барьер.