22 октября 2020, четверг, 12:40
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Звезда Бетельгейзе постепенно возвращает свою яркость

Бетельгейзе до и после потери яркости
ESO/M. Montargès et al.

После загадочного потускнения, продлившегося четыре месяца, звезда Бетельгейзе начала вновь увеличивать свою яркость, сообщает сайт журнала Nature.

Красный супергигант Бетельгейзе (альфа Ориона) входит в число самых ярких звезд. Ее видимая звездная величина колеблется обычно от 0 до 1,3 и в среднем составляет 0,6, а абсолютная звездная величина (видимая звездная величина на расстоянии 10 парсек от наблюдателя) равна в среднем −5,14. Но в октябре прошлого года Бетельгейзе начала тускнеть и к середине февраля потеряла более двух третей своей яркости. Такую разницу можно заметить невооруженным глазом.

Теперь астрофизик из Университета Вилланова Эдвард Гинан (Edward Guinan), чья команда отслеживает Бетельгейзе в течение 25 лет, сообщил, что яркость Бетельгейзе снова возрастает, и теперь звезда стала примерно на 10 % ярче по сравнению с достигнутым ранее минимумом. Возрастание блеска подтверждают и астрономы из Американской ассоциации наблюдателей переменных звезд.

Ранее Эдвард Гинан и его коллеги зарегистрировали цикл изменения блеска Бетельгейзе, равный примерно 425 дням, но обычно яркость менялась не более чем на 25 %. В прошлом году, по словам Гинана, он подумывал о закрытии программы, потому что команда «устала» от звезды, но в итоге решил продолжить наблюдения. В результате осенью и зимой 2019 года обсерватория Гинана наблюдала драматические изменения у Бетельгейзе и привлекла к этому внимание других астрономов.

Астроном Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики Андреа Дюпре (Andrea Dupree) говорит, что причины потускнения Бетельгейзе остаются загадкой. Ни одно из предложенных объяснений пока не смогло объяснить все наблюдавшиеся изменения. С 1990-х годов Дюпре и другие астрономы обнаружили на поверхности Бетельгейзе конвекционные ячейки — области горячей плазмы, которые находятся в верхних слоях звезды, прежде чем остыть и снова погрузиться. Конвекционные ячейки на Солнце примерно равны размеру Франции, а на Бетельгейзе они еще более огромны, «размером отсюда до Марса», по словам Дюпре. Одним из объяснений временного потускнения Бетельгейзе может быть появление большой и необычно прохладной конвенционной ячейки.

Но есть и другие предположения. Например, звезда могла быть временно закрыта облаком космической пыли. Некоторые астрономы предполагают, что колебания яркости звезды означают, что она может приближаться к концу своей эволюции. Астрофизики предсказывают, что жизнь Бетельгейзе закончится взрывом сверхновой в ближайшие 100 000 лет. Когда это произойдет, для земного наблюдателя в течение нескольких недель Бетельгейзе будет ярче, чем полная луна, и ее можно будет видеть на дневном небе. Но астрономам неизвестно, что происходит со звездой непосредственно перед взрывом.