26 октября 2020, понедельник, 22:31
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Страусы переселились из Африки в Евразию, а потом вернулись обратно

Сомалийский страус (Struthio molybdophanes)
ninara/Flickr

Ученые из Палеонтологического института имени А. А. Борисяка РАН Константин Михайлов и Никита Зеленков проанализировали находки костей и яиц древних страусов за период в 23 миллиона лет и реконструировали историю этой группы птиц. Они пришли к выводу, что страусы, возникнув на юге Африки в раннем миоцене, позже распространились в Евразии, но предки современных африканских страусов, наоборот, происходят из Евразии, откуда они потом переселились обратно в Африку, вытеснив древние виды. Итоги исследования опубликованы в журнале Earth-Science Reviews, о них также рассказывается на сайте ПИН РАН.

В наши дни отряд страусообразных представлен только двумя видами. Африканский страус (Struthio camelus) еще в античную эпоху встречался на Ближнем Востоке, но сейчас он живет только в Африке. Сомалийский страус (Struthio molybdophanes) обитает в Сомали и на северо-востоке Эфиопии. Но древние страусы встречались на широком пространстве — от Канарских островов до Монголии и Китая. Прослеживать их эволюцию ученым помогают не только окаменевшие кости, но и скорлупа страусиных яиц, так как она толстая и хорошо сохраняется, а по ее структуре под микроскопом можно различить не только разные виды страусов, но даже подвиды и отдельные популяции.

Проделав эту работу, исследователи установили, что самый древний примитивный страус появился около 23 миллионов лет назад. 15 миллионов лет назад страусы достигли Малой Азии, а спустя еще два миллиона лет распространились далеко на восток. Дальнейшая эволюция страусов происходила в Евразии в позднем миоцене (примерно 5–8 миллионов лет назад), когда климат становился более сухим и холодным, из-за чего появились обширные саванны. Около 8 миллионов лет назад на территории Северного Причерноморья (Балканы, Молдова и южная Украина) сформировался новый тип некрупного страуса со скорлупой, похожей на скорлупу современных видов. В плиоцене (4–5 миллионов лет назад) эта форма проникла в Африку, где довольно быстро вытеснила доживавшие там свой век примитивные аборигенные виды, и сохранилась до наших дней в виде сомалийского страуса.

Примитивные популяции последнего общего предка современных страусов продолжали существовать в Евразии в плиоцене и плейстоцене. Некоторые из представителей этой линии были довольно крупными — как например, плиоценовый страус из Одесских катакомб или плейстоценовый страус Андерсона (Str. anderssoni) из Китая, Монголии и юга Восточной Сибири, которые весили примерно в полтора раза больше современного африканского страуса. Самая северная находка плейстоценовых настоящих страусов приурочена к окрестностям Иркутска, но наверняка они заходили и севернее. Центральноазиатский страус Андерсона пережил период максимального оледенения в конце плейстоцена и обитал на территории пустыни Гоби еще некоторое время в начале голоцена. Эти же самые страусы в плейстоцене проникли в Африку, где сохранились до нашего времени как современный африканский страус. Различная эволюционная история двух современных видов страусов, реконструируемая по палеонтологическим материалам, подтверждается и молекулярно-генетическими данными, согласно которым эти два вида разошлись не менее 4 миллионов лет назад.