22 октября 2020, четверг, 12:25
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

В мексиканской пещере Чикиуите люди оставили свои орудия еще 27 тысяч лет назад

Пещера Чикиуите
Devlin A. Gandy

Согласно новому исследованию, опубликованному в журнале Nature, люди побывали в пещере Чикиуите (Chiquihuite) в Мексике уже 27 тысяч лет назад, для этого они должны были попасть на американский континент не менее 30 тысяч лет назад. Это заставляет ученых пересмотреть предыдущие гипотезы относительно времени, когда люди проникли в Америку.

Пещера Чикиуите расположена в горах штата Сакатекас (Zacatecas) на высоте 2740 метров над уровнем моря. Археологи под руководством Киприана Арделеана (Ciprian Ardelean) из Автономного университета Сакатекаса обнаружили в пещере отложения толщиной три метра, в которых находились орудия неизвестной ранее археологической культуры. Всего ученые собрали более 1900 образцов орудий. Они получили более 50 датировок при помощи радиоуглеродного-метода и оптически стимулируемого люминесцентного датирования.

Также исследователи во главе с профессором Эске Виллерслевом (Eske Willerslev) из Кембриджского университета и Центра геогенетики Копенгагенского университета выделили образцы ДНК, содержащиеся в тех же слоях, что и каменные орудия, чтобы определить, какие животные и растения обитали на этой территории в то время. Датский генетик Миккель Педерсен (Mikkel Winther Pedersen) рассказывает: «Мы идентифицировали ДНК от широкого спектра животных, включая медведей барибалов, грызунов, летучих мышей, полевок и даже кенгуровых прыгунов. Думаю, что ранние люди, вероятно, возвращались сюда на несколько месяцев в году, чтобы использовать возобновляющиеся природные ресурсы, доступные им, а затем двигаться дальше. Вероятно, в этом районе могли обитать стада крупных млекопитающих, которые не знали людей и могли стать легкой добычей».

Следы ДНК человека найдены не были, поэтому ученые полагают, что люди не жили в пещере постоянно, а время от времени посещали ее. Происходило это, по мнению ученых, в период от 19 до 12,2 тысяч лет назад, но самые древние артефакты имеют возраст около 27 тысяч лет назад. По мнению исследователей, чтобы достичь пещеры Чикиуите в это время, люди должны были переселиться из Азии в Америку примерно  31–33 тысячи лет назад.

Долгое время считалось, что древнейшими обитателями Северной Америки были представители археологической культуры Кловис. Примерно 16 тысч лет назад их предки из Восточной Сибири переселились в Берингию — на территорию перешейка, существовавшего в то время на месте Берингова пролива. Дальнейший путь им преграждали Лаврентийский и Кордильерский ледниковые щиты, закрывавшие территорию современной Аляски. Они сумели двинуться на юг только около 14 800 лет назад, когда открылся проход между ледниковыми щитами (известный как «коридор Маккензи»). Однако увеличивающееся количество находок докловисского времени в последнее десятилетие заставляет ученых думать о возможности более раннего заселения Америки. Находившиеся в восточной Берингии переселенцы могли обогнуть Кордильерский ледник, двигаясь вдоль тихоокеанского побережья Северной Америки. Для этого им надо было двигаться вдоль побережья пешком или на лодках. Подробнее об исследованиях на эту тему можно прочитать в очерках «Следы на костях и заселение Америки», «Нормальные герои всегда идут в обход» и «Орегонский камень преткновения». Самые же последние данные позволяют предположить, что первая волна переселенцев из Азии проникла в Америку еще до максимума последнего оледенения.