22 октября 2020, четверг, 12:59
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Астрономы заподозрили, что в начале существования Солнечной системы в ней было два Солнца

Солнце со звездой-спутником
M. Weiss.

Астрофизики из Гарвардского университета Ави Лёб (Avi Loeb) и Амир Сирадж (Amir Siraj) выдвинули предположение, что на раннем этапе существования Солнечной системы у Солнца имелась звезда-спутник примерно равной с ним массы. Такая гипотеза позволяет лучше объяснить возникновение имеющихся сейчас дальних областей Солнечной системы: рассеянного диска и Облака Оорта. При этом повышается вероятность того, что гипотетическая Девятая планета, которую ученые ищут на окраине Солнечной системы, была захвачена извне, а не сформировалась на месте. Позже по неясным причинам вторая звезда была утрачена.

Под названием «области рассеянного диска» известна совокупность небесных тел, афелий (самая далекая от Солнца точка орбиты) которых лежит на расстоянии до 150 астрономических единиц. Самый крупный известный объект рассеянного диска — карликовая планета Эрида. Значительно дальше от Солнца расположено Облако Оорта, в котором находятся афелии орбит долгопериодических комет. Внешняя граница Облака Оорта расположена примерно в 50–100 тысячах астрономических единиц. Некоторые астрономы относят к внутренней области Облака Оорта Седну и еще несколько транснептуновых объектов.

Формирование Облака Оорта обычно связывается с распределением обломков, оставшихся после возникновения Солнечной системы и соседних звездных систем. Часть этих обломков была отброшена гравитацией планет на дальние расстояния и даже могла переходить в зону притяжения другой звезды. «Предыдущие модели испытывали трудности с получением ожидаемого соотношения между объектами рассеянного диска и внешними объектами Облака Оорта», — говорит Амир Сирадж. Эти затруднения предлагается преодолеть с помощью гипотезы о существовании в системе второй звезды. К тому же, по словам исследователей, большинство звезд солнечного типа возникает в составе двоичных систем.

Тяготение второй звезды, по предположению ученых, способствовало захвату небесных тел, вошедших в Облако Оорта. «Двоичные системы гораздо более эффективны при захвате объектов, чем одиночные звезды, — говорит профессор Ави Лёб. — Чтобы Облако Оорта сформировалось таким, каким мы его наблюдаем, нужно, чтобы у Солнца действительно был спутник равной с ним массы, потерянный до того, как Солнце покинуло звездное скопление, в котором образовалось».

Исчезновение второй звезды ученые объясняют воздействием соседних звезд в рассеянном скоплении, где формировалась Солнечная система. Звезда-спутник могла быть захвачена при сближении с одной из близлежащих звезд. Поэтому потерянный спутник Солнца может теперь находиться очень далеко от него в Млечном пути. Но до его утраты в Солнечной системе уже успело сформироваться Облако Оорта.

Статью с изложением гипотезы опубликовал журнал Astrophysical Journal Letters.