13 мая 2021, четверг, 15:27
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Древесина дуба пришлась не по нраву устойчивым к антибиотикам бактериям

Срез древесины дуба под микроскопом
Muhammad Tanveer Munir et al.

По оценкам ВОЗ, около 700 000 человек ежегодно умирают от инфекций, напрямую связанных с устойчивыми к противомикробным препаратам микроорганизмами, а к 2050 году такие инфекции станут ведущей причиной смерти. Большинство исследований устойчивых к антибиотикам бактерий направлены на поиск новых средств борьбы с ними. Новая работа французских ученых отличается тем, что в ней рассматривается, какие материалы оказываются наиболее благоприятными поверхностями для роста таких бактерий и на каких материалах бактерии размножаются с трудом. Результаты исследования помогут затруднить распространение внутрибольничных инфекций. Выводы оказались неожиданными: хуже всего резистентные бактерии чувствовали себя на материале, который трудно представить себе в современном медицинском учреждении, — на дубовой древесине.

Сотрудники Высшей школы лесного хозяйства в Нанте сравнили дуб с поверхностями из алюминия, поликарбоната и нержавеющей стали и обнаружили, что, когда на эти поверхности были помещены четыре самых известных вида лекарственно-устойчивых бактерий (Acinetobacter baumannii, Enterococcus faecalis, Klebsiella pneumoniae и Staphylococcus aureus), дуб показал лучшие результаты в предотвращении роста патогенов.

«На первый взгляд пористость и органическая природа древесины должны помочь бактериям выживать», — говорит руководитель исследования Мухаммад Танвир Мунир (Muhammad Tanveer Munir). Но, когда были проведены проверки на 0-й, 1-й, 2-й, 6-й, 7-й и 15-й день эксперимента, Мунир и его коллеги обнаружили, что на дубе количество бактерий быстро уменьшилось. Объяснение такого эффекта, по мнению ученых, кроется в природных противомикробных свойствах древесины.

«Протестированные бактерии не являются естественной флорой древесины, — пояснил Мухаммад Мунир. — Древесный материал гигроскопичен, то есть его волокна могут впитывать влагу и делать ее недоступной для этих микробов, тем самым ограничивая их рост или убивая их за счет эффекта высыхания. Другой механизм — это химический эффект. У деревьев есть механизм химической защиты от микробов в виде экстрактивных веществ — химических соединений. Эти соединения присутствуют даже в срубленной древесине и обладают антимикробной активностью».

Мунир приходит к выводу, что использование дубовых поверхностей в больницах может помочь снизить частоту заражений, вызываемых лекарственно-устойчивыми микроорганизмами, тогда как на поверхностях из обычно используемых в больницах материалов такие бактерии могут выживать от нескольких дней до месяцев.

Исследование опубликовано в журнале Antibiotics.