1 августа 2021, воскресенье, 08:19
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Острова Карибского моря в древности заселялись дважды

Реконструкция древнего жителя Карибских островов
Tom Björklund

Генетическое исследование пролило свет на историю островитян Карибского моря с появления первых поселенцев на Кубе, Гаити и Пуэрто-Рико около 6000 лет назад. Ученые обнаружили, что существовало две волны миграции с континента на острова. В исследовании использовались данные геномов 174 человек, живших в древности на территории современных Кубы, Доминиканской республики, Гаити, Багамских островов, Пуэрто-Рико, Кюрасао и Венесуэлы.

По характеристикам материальной культуры археологи подразделяют древнюю историю Карибского бассейна на три периода: каменный, архаический и керамический. Последний, начавшийся около 2500–3000 лет назад, характеризуется не только интенсивным производством керамики, но и распространением сельского хозяйства. Происхождение переселенцев и конкретные пути их миграций с острова на остров остаются предметом споров.

«Первые жители островов, использовавшие каменные орудия, приплыли на лодках на Кубу около 6000 лет назад, постепенно распространяясь на восток на другие островов в архаический период, — рассказывает Уильям Киган (William Keegan) из Флоридского музея естественной истории. — Откуда они пришли, остается неясным. Хотя они более тесно связаны с жителями Центральной и Южной Америки, чем с североамериканцами, их генетика не соответствует какой-либо конкретной группе коренных народов. Однако сходство артефактов, найденных в Белизе и на Кубе, может указывать на центральноамериканское происхождение. Около 2500–3000 лет назад земледельцы и гончары, родственные аравакам с северо-востока Южной Америки, проложили второй путь в Карибский бассейн. Они продвигались по рекам бассейна Ориноко из внутренних районов в прибрежную Венесуэлу и далее отправились на север, в Карибское море, заселив Пуэрто-Рико и в конечном итоге двинувшись на запад. Их прибытие ознаменовало начало керамической эпохи в этом регионе, отмеченной развитием сельского хозяйства и повсеместным производством и использованием керамики. Со временем исчезли почти все генетические следы людей архаического периода, за исключением некоторых сообществ в западной части Кубы, которые сохранялись до прибытия европейцев».

Представители двух волн миграции почти не смешивались между собой. Ученые нашли лишь трех людей смешанного происхождения. Многие современные кубинцы, доминиканцы и пуэрториканцы несут в себе генетическое наследие людей керамического периода, смешанное с генами европейских и африканских переселенцев. Однако Уильям Киган и его коллеги обнаружили лишь незначительные следы генов представителей первой волны у современных людей. «Это большая загадка. Для Кубы особенно любопытно, что мы не находим предков из архаической эпохи», — говорит Киган.

За 2000 лет истории карибской керамики случилось по крайней мере пять значительных изменений стиля. Некоторые археологи считали их свидетельством новых миграций на острова. Но, по данным ДНК, все новые стили были разработаны потомками людей, прибывших в Карибское море 2500–3000 лет назад, хотя эти люди могли черпать вдохновение в ходе культурных контактов с жителями материка.

Исследование было опубликовано в журнале Nature.