28 мая 2022, суббота, 10:47
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Новая вакцина защищает сразу от нескольких подтипов вируса гриппа А

Вирус гриппа
NIAID

Исследователи из Института экспериментальной медицины в Санкт-Петербурге совместно с коллегами из Института биомедицинских наук Университета штата Джорджия разработали новую вакцину против разных подтипов гриппа А. Исследования поддержаны грантом Российского научного фонда (РНФ). Статья, в которой описаны итоги работы, опубликована в журнале Scientific Reports, кратко о ее содержании рассказывает пресс-релиз РНФ.

«Основной проблемой, с которой сталкиваются ученые при разработке вакцин от гриппа, является большое количество штаммов вируса и высокая скорость их эволюции. Мы, по сути, пошли на опережение, создав "универсальную" версию живого вируса, и сделали из него вакцину, которая защищает от большого количества подтипов гриппа А. Новая вакцина в будущем поможет увеличить эффективность вакцинопрофилактики», — говорит руководитель проекта по гранту РНФ, профессор Лариса Руденко, заведующая отделом вирусологии в Институте экспериментальной медицины.

Во всем мире в год из-за гриппа и его осложнений умирает около 650 тысяч человек. Осенью и зимой от этого вируса страдают от 5 до 15 % населения северного полушария. Именно из-за того, что это заболевание так распространено, ежегодно проводится вакцинация против вируса гриппа. Благодаря ей люди не только переносят заболевание в легкой форме, но и в целом реже заражаются. Но существует большое количество штаммов вируса, что значительно снижает эффективность вакцинации, так как на сегодня не существует универсальной вакцины.

Для того чтобы сделать новую вакцину максимально эффективной, авторы исследования попытались усилить реакцию иммунной системы на эпитоп — распознаваемую иммунной системой часть молекулы чужеродного или возможно опасного вещества, когда оно попадает в организм. Для этого они воспользовались методами генной инженерии и сконструировали реассортантный штамм, то есть вирус со смесью генетического материала от разных вирусов. В своей вакцине российские ученые использовали живой вирус Гонконгского гриппа, у которого дополнительно присутствовали четыре копии антигена M2e. Этот небольшой белок является универсальным среди всех вирусов гриппа А, и благодаря наличию большого числа копий М2е в вакцине организм производит большое количество перекрестно-реагирующих антител. В предыдущих исследованиях ученые доказали эффективность использования этой стратегии.

Проверяя эффективность нового препарата, авторы проводили испытания на мышах. Они выяснили, что вакцинированные животные при заражении меньше теряют в весе, то есть организм переносит заболевание гораздо легче. Выживаемость составила 100 %, тогда как при вакцинации обычным живым вирусом некоторые животные всё равно погибают. Более того, новая вакцина дает защиту не только от Гонконгского гриппа, но и от других подтипов вируса гриппа А.