4 августа 2021, среда, 17:03
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Неизвестные виды бактерий, обнаруженные на МКС, имеют земное происхождение

Международная космическая станция
NASA

На борту Международной космической станции были обнаружены четыре вида бактерий, три из которых ранее были неизвестны науке. Исследователи, впрочем, считают, что эти бактерии происходят с Земли.

Предыдущие исследования показали, что некоторые устойчивые штаммы бактерий могут выжить в суровых условиях космоса, в том числе споры бактерий Deinococcus, которые в рамках эксперимента были помещены на внешнюю поверхность станции и сохранили жизнеспособность в течение трех лет. В другом исследовании внутри МКС была выявлена разнообразная популяция бактерий и грибков, связанных с человеческим телом. Хотя им не приходится выживать в открытом космосе, они всё равно подвержены низкой гравитации, рециркуляции воздуха и высоким уровням углекислого газа.

Новые бактерии были идентифицированы аналогичным образом по пробам, взятым из различных мест внутри МКС. Один вид был обнаружен на обеденном столе, другой — на потолочной панели в исследовательской зоне, которая использовалась для изучения низкой гравитации, третий — в обсерватории «Купол». Четвертый вид найден на старом воздухоочистительном фильтре, который был возвращен на Землю. Все они представляют собой палочковидные бактерии, принадлежащие к семейству Methylobacteriaceae, представители которого нередко встречаются в почве и пресной воде, где они способствуют росту растений и защищают их от патогенов.

Одна из обнаруженных бактерий представляет собой хорошо известный вид Methylorubrum rhodesianum. Остальные три никогда ранее не были идентифицированы, но генетический и таксономический анализ показывает, что они близки к бактерии Methylobacterium indicum, которую иногда можно найти на зернах риса. Исследователи заявили, что бактерии могут предоставить «биотехнологически полезные генетические детерминанты» для выращивания сельскохозяйственных культур в космосе. «Чтобы выращивать растения в экстремальных местах, где ресурсы минимальны, необходима изоляция новых микробов, которые помогают стимулировать рост растений в стрессовых условиях», — утверждается в статье, опубликованной в журнале Frontiers in Microbiology.

Бактерии попали на МКС с Земли, а не из космоса, либо сохранившись с момента создания станции, либо проникнув туда, когда на станцию прибывали новые экипажи и грузы. Микробиолог Кристин Мойсль-Айхингер (Christine Moissl-Eichinger) из Медицинского университета Граца говорит: «Все микробы на МКС происходят с Земли. Есть космонавты, постоянно происходит обмен грузами. Ни один из этих предметов не является полностью стерильным».

Определение микроорганизмов, способных накапливаться, выживать и даже процветать в этой уникальной среде, очень важно, поскольку они могут влиять на здоровье экипажа, материалы космического корабля или загрязнять другие планеты. «Поскольку эти штаммы МКС были изолированы в разные периоды времени и из разных мест, их устойчивость в окружающей среде МКС и экологическая значимость в закрытых системах требуют дальнейшего изучения», — сообщают авторы исследования.