11 мая 2021, вторник, 14:28
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Блуждающая комета 2I/Borisov никогда ранее не проходила вблизи звезды

Изображение кометы 2I/Borisov, полученное с помощью телескопа VLT. Цвета звезд на фоне – результат наложения наблюдений в различных цветных фильтрах, соответствующих разным длинам волн и затем объединенных в одно изображение
ESO/O. Hainaut

Новые наблюдения, выполненные при помощи Очень Большого телескопа Европейской Южной обсерватории (VLT ESO) показывают, что блуждающая комета 2I/Borisov, недавно зарегистрированная вторая по счету за всю историю наблюдений межзвездная гостья Солнечной системы – наиболее первозданная из всех наблюдавшихся комет. Астрономы подозревают, что эта комета, скорее всего, никогда не проходила вблизи звезды. Если это так, она является не испытавшим никаких воздействий реликтом газо-пылевого облака, из которого она сформировалась. Об исследовании сообщается в пресс-релизе ESO.

Комета 2I/Borisov была открыта астрономом-любителем Геннадием Борисовым в августе 2019 г., а спустя несколько недель было подтверждено, что она пришла из межзвездного пространства вне Солнечной системы. «Комета 2I/Borisov, возможно, представляет собой первую истинно первозданную комету из всех когда-либо наблюдавшихся», — говорит Стефано Баньуло (Stefano Bagnulo), сотрудник обсерватории и планетария Арма в Северной Ирландии, Великобритания.

Баньуло и его коллеги детально исследовали комету 2I/Borisov методами поляриметрии при помощи приёмника FORS2, смонтированного на телескопе ESO VLT. Астрономы обнаружили, что поляриметрические свойства кометы 2I/Borisov отличаются от параметров комет Солнечной системы, кроме кометы Хэйла–Боппа. Комета Хэйла–Боппа в конце 1990-х оказалась в центре общественного внимания: она была хорошо видна на небе невооруженным глазом, а еще оказалась наиболее «первобытной» из всех, когда-либо наблюдавшихся астрономами. Считается, что до своего последнего прохождения вблизи Солнца комета Хэйла-Боппа проходила мимо него лишь однажды, и поэтому на нее почти не действовали солнечный ветер и излучение Солнца. На протяжении всей своей истории она оставалась в неприкосновенности, а значит, ее химический состав очень похож на состав газо-пылевого облака, из которого она — и вся остальная Солнечная система — образовались около 4,5 миллиардов лет назад.

Проанализировав химический состав кометы на основании ее поляризационных и цветовых характеристик, астрономы заключили, что 2I/Borisov еще менее, чем комета Хэйла-Боппа, подвергалась каким-либо воздействиям. Это значит, что она несет неискажённую информацию о газо-пылевом облаке, из которого она образовалась. «Тот факт, что эти две кометы оказались так похожи, говорит о том, что среда, в которой образовалась комета 2I/Borisov, не очень отличается по составу от среды, составлявшей раннюю Солнечную систему», — говорит Альберто Челлино (Alberto Cellino) из астрофизической обсерватории Турина, входящей в Национальный институт астрофизики (INAF) в Италии.

«Приход из межзвездного пространства кометы 2I/Borisov представляет первую возможность изучить состав кометы из другой планетной системы и проверить, отличается ли в каком-то отношении вещество, принесённое этой кометой, от вещества нашей системы», — объясняет Людмила Колоколова из Мэрилендского университета, участвовавшая в исследовании.  Баньуло надеется, что до конца нынешнего десятилетия у астрономов еще будет другая, более благоприятная возможность заняться подробным изучением какой-нибудь кометы-странницы. «ESA планирует в 2029 году запустить космический аппарат Comet Interceptor («Перехватчик Комет»), который сможет добраться до посетившего окрестности Солнца межзвездного объекта, если удастся открыть такой объект на подходящей траектории»,  — говорит он о будущей миссии Европейского Космического Агентства.

Исследования опубликовано в журнале Nature Communications